24.08.06

"Зеленый коридор": итоги полугодия

В первой половине 2006 года Уральское таможенное управление направило на утверждение в Федеральную таможенную службу документы девятнадцати участников ВЭД - кандидатов на вхождение в "зеленый коридор", создание которого предусмотрено приказом ФТС России 409.

Известно, что в случае принятия положительного решения в отношении них таможенный контроль при таможенном оформлении будет производиться не в полном объеме. "Зеленый коридор", активным строительством которого в Уральском таможенном управлении занимаются с середины прошлого года, представляет собой список лиц-участников внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, в отношении которых таможенный контроль при оформлении действует в неполном объеме. Основная выгода, которую при этом получают стороны (таможенные органы и участники ВЭД), - экономия времени при прохождении товара через таможенную границу Российской Федерации. Для коммерсантов работа в режиме "зеленого коридора" подразумевает не только сокращение складских и транспортных издержек (отсутствие простоя вагонов на границе), но и приобретение позитивного имиджа в глазах зарубежных контрагентов.

Главным критерием для попадания в этот привилегированный клуб является признание таможенными органами добросовестности компании или предприятия, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Кроме требования хорошей таможенной истории - отсутствия просроченных платежей и открытых административных либо уголовных дел, - от предприятий требуется предоставить максимально полную бухгалтерскую отчетность.

Как показала практика, последний момент в сочетании с общим объемом необходимых к подаче документов вызывает определенные трудности в развитии проекта. Многие предприятия не спешат раскрывать перед таможенниками свои финансовые показатели. По словам и.о. начальника отдела координации применения системы управления рисками Уральского таможенного управления Максима Никулина, большинство предприятий, желающих войти в "зеленый сектор" таможенного контроля, поднимают вопрос об упрощении схемы сбора документов. Таможенники по возможности идут навстречу: предложение УТУ о замене обязательной к заполнению анкеты участника внешнеэкономической деятельности проведением таможенной ревизии направлены на рассмотрение в Федеральную таможенную службу.

Имеется ряд процедурных вопросов практического применения форм таможенного контроля к участникам ВЭД, выведенным в "зеленый сектор". "Как только перечень будет сформирован, эти предприятия будут освобождены от определенных форм контроля. Однако сама процедура, каким образом это будет происходить, на сегодняшний день не в полной мере ясна. Фактически сегодня мы формируем базу для завтрашнего дня. Как только будет нормативная база, у нас уже будет двадцать-тридцать предприятий, которые реально могут претендовать на исключение из области контрольных мероприятий", - заявил корреспонденту "Таможни" первый заместитель начальника Екатеринбургской таможни Алексей Кизерев.

Тем не менее по сравнению с прошлым годом количество заявок от участников внешнеэкономической деятельности увеличилось втрое: за 2005 год Федеральная таможенная служба зарегистрировала только шесть уральских заявок. Среди претендентов этого года такие предприятия, как "Кур-ганстальмост", "Тобольскнефтехим", Шадринский автоагрегатный завод, "ВИЗ-Сталь", Нижнетагильский металлургический комбинат, автозавод "Урал", "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" и другие. Из 37 анкет предприятий, поступивших в Уральское таможенное управление в первой половине нынешнего года, девятнадцать признаны удовлетворяющими требованиям и направлены в ФТС России. По шести предприятиям управлением подготовлены отказы, еще по четырем ведутся проверочные мероприятия.

Остальные направляются в таможни на доработку и предоставление дополнительных документов. В основном отказы связаны с тем,что у предприятий-претендентов выявлены вступившие в силу, но неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях либо предоставленные сведения не в полной мере соответствуют требованиям приказа 409.

По словам Максима Никулина, повышение интереса предприятий к "зеленому коридору" объясняется прежде всего активизацией работы Уральского таможенного управления по разъяснению возможностей приказа 409 специалистам таможен и участникам внешнеэкономической деятельности. На данный момент информация доступна всем субъектам ВЭД и может быть, в случае каких-либо трудностей, разъяснена на любом уровне региональной таможенной вертикали.

Журнал "Таможня"