15.06.06

Ювелиры не оценили подарка таможни

Недавняя отмена таможенных пошлин на импорт оборудования для ювелирных заводов не произвела на участников рынка ожидаемого эффекта: как выяснил "Бизнес", большинство заводов не были проинформированы о поблажке и рискуют не успеть обновить свои мощности - нулевая ставка на ввоз оборудования будет действовать всего семь с небольшим месяцев.

29 апреля вступило в силу постановление правительства РФ "О временных ставках таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования", на девять месяцев устанавливающее нулевую ставку на импорт заводской техники. Среди прочего (судовое и авиационное оборудование) в перечень "обеспошленных" товаров попало оборудование для ювелирного производства, не имеющее отечественных аналогов,- например, дорогостоящие приборы и аппаратура, основанные на действии оптического излучения (ультрафиолетового, видимой части спектра, инфракрасного).

По оценкам пресс-секретаря Гильдии ювелиров России Владимира Тесленко, пошлина на такое оборудование составляет 20% от его стоимости, и возможность ввезти оборудование с учетом такого дисконта помогла бы предприятиям экономить. С введением нулевой таможенной ставки эксперты гильдии прогнозировали тотальную модернизацию ювелирных производств, а вместе с ней - увеличение объемов производства ювелирных изделий и снижение цен на продукцию для конечных потребителей. Однако за полтора месяца с момента вступления документа в силу никаких видимых изменений на рынке не произошло: цены на изделия, констатирует гендиректор консалтинговой компании "Эксперт-ювелир" Алексей Смирнов, продолжают расти, и ни один из ювелирных производителей не заявил об изменениях в объемах производства.

Как оказалось, многие участники рынка о возможности беспошлинного ввоза попросту не знают. "Вообще-то мы не планировали обновлять мощности, но о возможных послаблениях со стороны таможни ничего не слышали",- удивляется коммерческий директор завода "Русские самоцветы" Галина Голендухина. Менеджеры старейшего в стране Костромского ювелирного завода заявили, что работают преимущественно на отечественной технике, импортного оборудования не получали и не ожидают. Аналогичным был ответ от представителей двух небольших ювелирных предприятий в Москве и Санкт-Петербурге.

"Проблема в том, что девять месяцев - слишком короткий срок для этих послаблений,- считает директор по производству ювелирного холдинга "Адамас" Александр Кайзер.- Пока информация дойдет до всех производителей, потребуется время, еще несколько месяцев могут уйти на заказ оборудования. По-хорошему предприятиям нужно было дать два-три года на возможность провести модернизацию дешевле - за оставшиеся месяцы воспользоваться льготой смогут весьма немногие". Пока механизм еще толком не вступил в действие - результаты будут видны к концу года, полагает гендиректор Русской ювелирной сети Артем Подстрешный.

Но даже если компаниям удастся сэкономить 20% на ввозе оборудования, ожидать сопоставимого снижения цен на изделия для конечного потребителя не стоит, уверен Алексей Смирнов. По его словам, более половины ювелирных производителей закупают оборудование не напрямую, а у пяти-шести крупных дилеров, которым ничто не мешает воспользоваться замешательством компаний, завезти оборудование с дисконтом, но затем продать его заводам с двойной наценкой. "Эта мера не даст эффекта ни самим производителям, ни конечным потребителям",- резюмирует Смирнов. С похожей целью - увеличить производство ювелирных изделий и снизить на них розничные цены - в 2003 году был отменен 5-процентный акциз на ювелирные изделия, напоминает эксперт. Желаемых результатов эта мера не принесла - производство не увеличилось, а розничные цены на продукцию с тех пор выросли на 60%. Таможенная же льгота принесла выгоду единичным участникам рынка.

Коммерческий директор группы компаний "Алмаз-холдинг" Сергей Тихонов сообщил "Бизнесу", что инициатива введения нулевой таможенной ставки на короткий срок принадлежала ГК "Алмаз-холдинг". "У нас довольно крупное собственное производство (компания является совладельцем Красносельского ювелирного завода и ювелирной фабрики "Топаз), мы принимали непосредственное участие в продвижении этой инициативы. И, несомненно, ей воспользуемся",- заключил Тихонов.

Бизнес