15.03.05

Взятки таможенников превысили бюджет района

"Эффект" рассказывает читателям об особенностях работы международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Забайкальск", который расположен на российско-китайской границе в районе российского поселка Забайкальск и китайского города Манчжурия. По утверждению газеты, сотрудники МАППа, а именно таможенники, в прошедшем 2004 году насобирали взяток на 380 миллионов рублей, что "гораздо больше бюджета Забайкальского района Читинской области и примерно половина того, что таможня собирает для федерального бюджета". Таможня методики расчета этой суммы не признает, "но и роскошные тачки на служебной стоянке МАППа никто не прячет". Началось всё в 1994 году, когда правительство ввело импортные пошлины на ввоз китайских товаров, что привело к росту "челночной" торговли. "При этом была установлена норма беспошлинного ввоза товаров для личного потребления в размере 50 кг багажа", соответственно "челноки" стали завозить из КНР товары для коммерческой реализации под видом товаров для личного потребления - "без дорогих пошлин и утомительных сертификаций". Тех, кто за небольшое вознаграждение стали "перетаскивать через границу здоровенные баулы с китайским барахлом", в народе окрестили кэмэлами, а их руководителей - погонщиками. Кэмэлы обусловили невероятный рост пассажиропотока через границу - "если в 1998 году через границу ездило 200 тысяч россиян, то в 2004 - больше миллиона, из которых по оценкам таможенников 70% кэмэлов". Таможенники "стали потихоньку пропускать одного кэмэла с 50 килограммами товара за тысячу рублей - это 20 рублей за килограмм". При этом государство требует 4 евро за килограмм - это в семь раз больше и разница очевидна. Загвоздка здесь опять же в законодательстве - "принадлежность товара - для себя или на продажу - определяет инспектор таможни. Если бы этой фразы в законе не было, то инспектор вместо тысячи получил бы большой и толстый шиш".

Схематично нарисована схема работы кэмэлов. Заказчик пересекает границу, закупает в КНР товар, который сдает в Манчжурии погонщикам. Те сортируют товар так, чтобы он выглядел разнородным и несколькими группами по семь кэмэлов перевозит товар через границу на "ГАЗЕЛях". На российской стороне товар опять становится однородным и сдается заказчику. "За доставку в Забайкальск 350 килограмм товара погонщик получает 20 тысяч рублей. После всех расчетов - с водителем, с таможенниками и с кэмэлами плюс форс-мажорные обстоятельства у погонщика остается 6-12 тысяч рублей". Вероятна ситуация, что не остается вообще ничего - "бизнес специфический и всякое бывает".

Попытки ФСБ навести порядок ни к чему не привели. После проверок таможенники взятки брать боятся, но и пропускать кэмэлов просто так не хотят, потому "терзают граждан формальными придирками к однородности и просто тянут время оформления". В итоге таможенник "приходит на работу и не работает", а "люди стуками парятся в унизительных очередях". Через некоторое время всё стабилизировалось - "погонщики перестали как раньше, давать таможенникам деньги на пункте пропуска, а принялись возить взятки им на дом - жить-то как-то надо. В результате местная система астрономического мздоимства легко и органично адаптировалась к новой оперативной обстановке". Приезд областного и федерального начальства и вовсе ничего не дает: "Пограничный поселок превращается в потемкинскую деревню. Погоновожатые заблаговременно собирают руководителей турфирм и указывают поставить кэмэлов в стойло, чтобы никаких очередей на границе не было. Выходит начальство - глядь, а на федеральном пункте пропуска лепота, из сортиров пахнет фиалками, правоохранители все наглаженные, посредством китайской сотовой связи с разводящими не общаются, тю-тю-тю, дорогие россияне, проходите, пожалуйста".

Rambler-media по материалам газеты "Эффект" 15.03.05