В Татарстане разработали новую методику выявления контрабандных машин
ЭФФЕКТИВНАЯ схема борьбы с автомобильной контрабандой будет взята на
вооружение всеми таможенными службами РФ уже в этом году. Вчера об этом
заявили в Татарстанской таможне.
Эта схема позволяет определить достоверность заявленных сведений и
обнаружить фальсификации в документах. Суть методики заключается в том,
что автомобиль, прибывающий на татар- станскую таможню, пропускают
через пять своеобразных фильтров. Таможенники проверяют, находится ли
автомобиль в розыске, как по России, так и по базе Интерпола, числятся ли
за его владельцем административные нарушения или уголовные преступления, а
также есть ли авто в базе машин, временно ввезенных на территорию РФ.
Таким образом, транспортное средство, имеющее хоть какие-то огрехи,
не пройдет этот контроль. В 2007 году был разработан приказ Федеральной
таможенной службы, согласно которому данная методика будет распространена
на все таможенные службы путем создания единой базы совместно с ГИБДД.
Нововведение татарстанских таможенников в свою очередь позволило
раскрыть криминальную схему, по которой контрабандисты действовали в
течение нескольких лет. Причем здесь не обошлось без курьеза.
Сначала преступники нелегально, что называется, "козьими" тропами,
ввозили иномарки из Европы в Белоруссию. Там они с помощью
высокотехнологичного оборудования готовили комплект поддельных документов,
которые крайне тяжело отличить от настоящих даже специалисту. Затем, также
в обход таможенных постов, они провозили машины на территорию России. И
уже в Татарстане приступали к процедуре растаможивания. Однако при
проверке документов обнаружилась странная вещь. На загранпаспортах
контрабандистов стоял штамп, указывающий, что они пересекли пограничный
пункт в городе Пинске, расположенном на белорусско-украинской границе.
Однако в товаросопроводительных документах на машины имелся оттиск
таможенников Западного Буга, который находится на белорусско-польской
границе. Получалось, что сами люди въехали из Украины, а автомобили,
которыми они управляли, прибыли из Польши. Так преступники, почти в
буквальном смысле, спутали себе карты по причине собственной
географической безграмотности.
Составить социальный портрет контрабандиста не просто. Среди них
попадаются и студенты, и юрисконсульты, и даже бывшие сотрудники
правоохранительных органов.
Эффективность новой методики уже дает о себе знать. К примеру, в этом
году еще не было ни одной попытки нелегально провести автомобиль через
таможню. В прошлом году было зафиксировано только несколько десятков таких
случаев. А в общем, за первые два месяца 2008 года возбуждено десять
уголовных дел за контрабандный ввоз и уклонение от уплаты таможенных
платежей, да и то совершенных несколько лет назад.
Ильдар Саидов,
заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной
деятельности:
- От приобретения контрабандного автомобиля никто не застрахован.
Перед покупкой надо обязательно проверить идентификационный номер машины
через дилера той марки, что вы собираетесь приобрести. Если номера в базе
данных не будет, значит, автомобиль угнан или перевезен контрабандным
путем. Если же по неосмотрительности вы все-таки его приобрели, то на вас
лягут все таможенные платежи того, кто перегнал его нелегальным путем.
Также во время приобретения автомобиля обращайте внимание не только на
техпаспорт, но и на паспорт технического средства - ПТС. Особенно
бдительны будьте, если машина из другого региона.
Российская газета 14.03.08