14.03.08

В Татарстане разработали новую методику выявления контрабандных машин

ЭФФЕКТИВНАЯ схема борьбы с автомобильной контрабандой будет взята на вооружение всеми таможенными службами РФ уже в этом году. Вчера об этом заявили в Татарстанской таможне.

Эта схема позволяет определить достоверность заявленных сведений и обнаружить фальсификации в документах. Суть методики заключается в том, что автомобиль, прибывающий на татар- станскую таможню, пропускают через пять своеобразных фильтров. Таможенники проверяют, находится ли автомобиль в розыске, как по России, так и по базе Интерпола, числятся ли за его владельцем административные нарушения или уголовные преступления, а также есть ли авто в базе машин, временно ввезенных на территорию РФ.

Таким образом, транспортное средство, имеющее хоть какие-то огрехи, не пройдет этот контроль. В 2007 году был разработан приказ Федеральной таможенной службы, согласно которому данная методика будет распространена на все таможенные службы путем создания единой базы совместно с ГИБДД.

Нововведение татарстанских таможенников в свою очередь позволило раскрыть криминальную схему, по которой контрабандисты действовали в течение нескольких лет. Причем здесь не обошлось без курьеза.

Сначала преступники нелегально, что называется, "козьими" тропами, ввозили иномарки из Европы в Белоруссию. Там они с помощью высокотехнологичного оборудования готовили комплект поддельных документов, которые крайне тяжело отличить от настоящих даже специалисту. Затем, также в обход таможенных постов, они провозили машины на территорию России. И уже в Татарстане приступали к процедуре растаможивания. Однако при проверке документов обнаружилась странная вещь. На загранпаспортах контрабандистов стоял штамп, указывающий, что они пересекли пограничный пункт в городе Пинске, расположенном на белорусско-украинской границе.

Однако в товаросопроводительных документах на машины имелся оттиск таможенников Западного Буга, который находится на белорусско-польской границе. Получалось, что сами люди въехали из Украины, а автомобили, которыми они управляли, прибыли из Польши. Так преступники, почти в буквальном смысле, спутали себе карты по причине собственной географической безграмотности.

Составить социальный портрет контрабандиста не просто. Среди них попадаются и студенты, и юрисконсульты, и даже бывшие сотрудники правоохранительных органов.

Эффективность новой методики уже дает о себе знать. К примеру, в этом году еще не было ни одной попытки нелегально провести автомобиль через таможню. В прошлом году было зафиксировано только несколько десятков таких случаев. А в общем, за первые два месяца 2008 года возбуждено десять уголовных дел за контрабандный ввоз и уклонение от уплаты таможенных платежей, да и то совершенных несколько лет назад.

Ильдар Саидов, заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности: - От приобретения контрабандного автомобиля никто не застрахован. Перед покупкой надо обязательно проверить идентификационный номер машины через дилера той марки, что вы собираетесь приобрести. Если номера в базе данных не будет, значит, автомобиль угнан или перевезен контрабандным путем. Если же по неосмотрительности вы все-таки его приобрели, то на вас лягут все таможенные платежи того, кто перегнал его нелегальным путем. Также во время приобретения автомобиля обращайте внимание не только на техпаспорт, но и на паспорт технического средства - ПТС. Особенно бдительны будьте, если машина из другого региона.

Российская газета 14.03.08