30.11.22

В работе Международного Муниципального Форума БРИКС+ принял участие представитель СЗТУ

О работе таможенных органов, направленной на поддержку торговли и бизнеса, о реализуемых упрощениях для участников ВЭД, а также о форматах взаимодействия с деловым сообществом рассказала на IV Международном Муниципальном Форуме БРИКС+ заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов – начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Северо-Западного таможенного управления Екатерина Ладынина.

Масштабное деловое событие проводится ежегодно и ориентировано на содействие социально-экономическому развитию территорий стран БРИКС и государств-партнеров. В крупнейшем форуме для городов мира традиционно приняли участие как представители министерств и ведомств разных стран, так и крупный бизнес, представители общественных организаций.

На одной из сессий Форума «Евразия: возможности ВЭД для малого бизнеса и перспективы развития бизнеса в России для азиатских стран» выступила Екатерина Ладынина.

Она отметила, что в современных условиях бизнес адаптируется, ищет новых партнеров, меняются товарные потоки, поэтому участникам внешнеэкономической деятельности важно быть в курсе динамично изменяющегося законодательства, знать и применять имеющиеся упрощения – а таможня оказывает соответствующую поддержку.

Сегодня выстраиваются новые партнерские отношения между участниками ВЭД разных стран, это касается и азиатских партнеров.

Работа таможенных органов строится в тесном контакте с бизнесом, они участвуют в решении проблемных вопросов, при необходимости – совместно с другими органами государственной власти.

Екатерина Ладынина рассказала, что в 2022 году российская внешняя торговля значительно изменилась. Наблюдается изменение направлений товаропотоков и транспортно-логистических цепочек ввозимых и вывозимых товаров с запада и северо-запада на юг и восток. На Северо-Западе поставки снизились, при этом увеличился грузооборот в портах Дальнего Востока и по транспортному коридору «Север-Юг».

Это привело к перераспределению объемов декларирования в центрах электронного декларирования. ФТС России реагирует на изменения нагрузки и принимает соответствующие решения, чтобы для участников ВЭД время выпуска декларации на товары было минимально. Успешно используются технологии удаленных рабочих мест, когда выпускающий инспектор может, находясь в Санкт-Петербурге, осуществлять выпуск декларации на товары, зарегистрированной в ЦЭД на Дальнем Востоке. Наличие такой возможности решает задачу оперативного перераспределения нагрузки и рационального использования квалифицированного личного состава инспекторов.

Принят комплекс мер, направленный на повышение пропускной способности как морских, так и автомобильных пунктов пропуска кавказского и южного регионов.

В своем выступлении Екатерина Ладынина затронула вопросы таможенного законодательства и основные стратегические задачи развития таможенной службы.

В Таможенном кодексе ЕАЭС закреплены задачи и функции таможенных органов, определены подходы к работе, направленные не только на ускорение и упрощение процедур, но и на прозрачность всех процессов для добросовестного бизнеса. И сегодня эти задачи остаются ключевыми.

Важным документом, который определяет целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы на долгосрочный период, является Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации, по своей сути это документ стратегического планирования на ближайшие 10 лет. Миссия Стратегии 2030 определяет достижение высокого качества таможенного администрирования и создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД, что соотносится с задачами Таможенного кодекса ЕАЭС.

Сегодня совершенствование механизмов не останавливается, для обеспечения процессов администрирования таможенная служба Российской Федерации активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность.

Дальнейшее развитие таможенной службы России напрямую связано с внедрением новых цифровых технологий во все сферы ее деятельности. Фактически выстраивается система бесконтактных отношений с бизнесом.

У бизнеса есть обязанности по декларированию товаров, по уплате таможенных платежей и соблюдению законодательства, при этом таможенные органы обеспечивают этот процесс, а технологии позволяют эти процессы сделать простыми и понятными.

Дополнительно созданы сервисы, которые предоставляют нужную для участника ВЭД информацию и услуги в электронном виде. Например, в электронном виде имеется возможность получения предварительного решения о классификации товара, консультации по вопросам таможенного дела, выписки по своим счетам, сведений о количестве выпущенного лицензируемого товара и т.п.

Для персонализированного информационного взаимодействия создан личный кабинет участника ВЭД. Сегодня в личном кабинете предоставлена возможность использования более 40 разных сервисов. Как пояснила Екатерина Ладынина, автоматизированная система ФТС России обеспечивает взаимодействие между бизнесом и таможенными органами. Для получения доступа к указанному ресурсу необходимо пройти регистрацию, для работы с отдельными сервисами требуется ЭЦП. С помощью личного кабинета пользователь может контролировать информацию о себе, вести простой учет данных, управлять услугами.

Также Екатерина Ладынина рассказала о мерах поддержки бизнеса в РФ в таможенной сфере.

Одной из наиболее востребованных мер поддержки бизнеса стало временное обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и установление тарифных льгот на товары приоритетного импорта, в том числе продукты питания, лекарственные средства, сырье и комплектующие для производственных отраслей экономики. Сегодня такие меры действуют в отношении 370 кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Упрощения продлены до 31 марта 2023 года.

Кроме того, введены упрощения по отсрочкам и рассрочкам уплаты таможенных платежей, приняты принципиальные решения, касающиеся упрощений в части сертификации продукции (применения мер технического регулирования), легализован параллельный импорт, повышен порог беспошлинного ввоза товаров Интернет-торговли – увеличена стоимостная норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками и пересылаемых в международных почтовых отправлениях с 200 до 1000 евро.

Также отмечается смягчение административной ответственности лиц. Так, например, лица освобождаются от ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров при самостоятельном выявлении ошибок и уплате платежей, предметы правонарушения изымаются и арестовываются только в исключительных случаях.

Введен ряд упрощений в Правила определения происхождения товаров – предусмотрена возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товаров, изменен ряд требований к оформлению сертификатов о происхождении.

Основным инструментом контроля для таможенных органов является система управления рисками. Таможенными органами проведена оптимизация использования этого инструмента. Результатом стало сокращение применения форм таможенного контроля и увеличение доли деклараций на товары, выпускаемых автоматически. Как сказала Екатерина Ладынина, в этой работе важно, чтобы аналитическая работа таможенных органов была незаметной для бизнеса, а попадание точечное.

Отмечается значительное сокращение сроков выпуска товаров. При этом более 90% деклараций на товары выпускается в срок не более 4-х часов, около 99% деклараций на товары выпускается не позднее следующего дня.

Все указанные нововведения и механизмы работы позволяют оптимизировать административные и временные затраты компаний, связанные с таможенными операциями.

Завершая выступление, Екатерина Ладынина отметила, что сегодня важно восстановление нарушенных логистических цепочек движения товаров в международной торговле, и со своей стороны таможенные органы готовы к возможному перераспределению товарных потоков и продолжат делать все необходимое для реализации упрощений, обеспечения ускорения процессов контроля.

Пресс-служба ФТС