В Калининградской области области продолжают устранять противоречия между статусом ОЭЗ эксклава и законодательствомТаможенного союза
Как не раз писала "РГ", в июле прошлого года вступил в силу единый
Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана, который пошел вразрез с
законом об ОЭЗ в Калининградской области. В частности, статус Особой
экономической зоны позволял калининградским предпринимателям ввозить и
вывозить из сопредельных стран сырье и комплектующие без уплаты ввозных
пошлин. Товар, который производили в регионе и поставляли в Россию, тоже
освобождался от пошлин и сборов при пересечении границы. Когда Таможенный
кодекс обязал калининградских предпринимателей оплачивать сборы, у многих
даже не было денег на таможенных счетах.
Вопрос удалось урегулировать в течение нескольких дней. К делу
подключилась Федеральная таможенная служба, которая вернула бизнесу
эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с Казахстаном и
Белоруссией.
С тех пор региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС занимаются
устранением противоречий между документами Таможенного союза и законами о
статусе ОЭЗ в Калининградской области в непрерывном режиме. "К началу лета
должен решиться вопрос с калининградскими автомобилистами", - отметил в
разговоре с корреспондентом "РГ" министр по промышленной политике
Калининградской области Дмитрий Чемакин. И пояснил, что до 2006 года
иномарки на территорию области ввозили в режиме единой таможенной зоны -
без уплаты пошлин и НДС. Сейчас приехать на таком автомобиле в Россию можно
только на два месяца, оставив на счете таможни залог в две-три тысячи евро.
"Многие проблемы удалось решить, однако есть ряд вопросов, по которым
соглашение не достигнуто", - рассказывает Дмитрий Чемакин. Все еще
действует требование финансового обеспечения ввозимых товаров, которое
значительно осложняет работу транспортных компаний региона. "Даже если
склад располагается в нескольких километрах от границы, предприниматель
обязан оставить таможенный залог и оформить гору бумаг. Сами понимаете, что
развитию бизнеса это не способствует", - отметил Дмитрий Чемакин.
Вместе с автотранспортниками Таможенный кодекс ударил по
привлекательности региона как транзитного пункта. В частности, по порту
Калининграда, который из-за введения транзитных деклараций становится менее
популярным для транзита экспортных товаров. Этим активно пользуются
прибалтийские конкуренты - польская Гдыня и литовская Клайпеда, через
которую проходит экспорт даже из союзной Белоруссии.
P.S.
Пригородный таможенный пост в помещениях терминала частной компании
торжественно открылся в Черняховске Калининградской области.
- Пост находится как раз на стыке европейской узкоколейной и
российской ширококолейной железных дорог. Это облегчит предпринимателям
получение и оформление грузов из Европы, - объяснила Наталья Каданцева. -
Кроме того, в районе поста теперь имеется склад временного хранения
открытого типа. В результате многие предприятия, работающие на востоке
Калининградской области, смогут сэкономить время и транспортные издержки,
переведя сюда оформление своих товаров из Калининграда и Советска.
Российская газета 07.04.11