07.04.11

В Калининградской области области продолжают устранять противоречия между статусом ОЭЗ эксклава и законодательствомТаможенного союза

Как не раз писала "РГ", в июле прошлого года вступил в силу единый Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана, который пошел вразрез с законом об ОЭЗ в Калининградской области. В частности, статус Особой экономической зоны позволял калининградским предпринимателям ввозить и вывозить из сопредельных стран сырье и комплектующие без уплаты ввозных пошлин. Товар, который производили в регионе и поставляли в Россию, тоже освобождался от пошлин и сборов при пересечении границы. Когда Таможенный кодекс обязал калининградских предпринимателей оплачивать сборы, у многих даже не было денег на таможенных счетах.

Вопрос удалось урегулировать в течение нескольких дней. К делу подключилась Федеральная таможенная служба, которая вернула бизнесу эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с Казахстаном и Белоруссией.

С тех пор региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС занимаются устранением противоречий между документами Таможенного союза и законами о статусе ОЭЗ в Калининградской области в непрерывном режиме. "К началу лета должен решиться вопрос с калининградскими автомобилистами", - отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин. И пояснил, что до 2006 года иномарки на территорию области ввозили в режиме единой таможенной зоны - без уплаты пошлин и НДС. Сейчас приехать на таком автомобиле в Россию можно только на два месяца, оставив на счете таможни залог в две-три тысячи евро.

"Многие проблемы удалось решить, однако есть ряд вопросов, по которым соглашение не достигнуто", - рассказывает Дмитрий Чемакин. Все еще действует требование финансового обеспечения ввозимых товаров, которое значительно осложняет работу транспортных компаний региона. "Даже если склад располагается в нескольких километрах от границы, предприниматель обязан оставить таможенный залог и оформить гору бумаг. Сами понимаете, что развитию бизнеса это не способствует", - отметил Дмитрий Чемакин.

Вместе с автотранспортниками Таможенный кодекс ударил по привлекательности региона как транзитного пункта. В частности, по порту Калининграда, который из-за введения транзитных деклараций становится менее популярным для транзита экспортных товаров. Этим активно пользуются прибалтийские конкуренты - польская Гдыня и литовская Клайпеда, через которую проходит экспорт даже из союзной Белоруссии.

P.S.

Пригородный таможенный пост в помещениях терминала частной компании торжественно открылся в Черняховске Калининградской области.

- Пост находится как раз на стыке европейской узкоколейной и российской ширококолейной железных дорог. Это облегчит предпринимателям получение и оформление грузов из Европы, - объяснила Наталья Каданцева. - Кроме того, в районе поста теперь имеется склад временного хранения открытого типа. В результате многие предприятия, работающие на востоке Калининградской области, смогут сэкономить время и транспортные издержки, переведя сюда оформление своих товаров из Калининграда и Советска.

Российская газета 07.04.11