27.03.23

В Калининграде предложили разрешить "растаможенным на регион" грузовикам перевозки по РФ

/ТАСС/. Власти Калининградской области направили в правительство России предложение ввести мораторий на штрафы за нарушение таможенных процедур при использовании для внутренних перевозок грузовиков, растаможенных только на регион. Предлагается разрешить таким автомобилям осуществлять перевозки по России для того, чтобы поддержать транспортные компании, пострадавшие из-за санкций, сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе областного правительства.

"Главой региона [Антоном Алихановым] подписано и направлено письмо в адрес председателя правительства РФ М. В. Мишустина с просьбой рассмотреть возможность использования "областных" транспортных средств для осуществления перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории России. Для этого необходимо ввести мораторий на применение статьи "Несоблюдение таможенной процедуры" Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ в отношении калининградских перевозчиков до 1 июня 2024 года", - сказал ТАСС руководитель пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков.

Дополнительные условия для таких перевозок в пресс-службе не уточнили. В прошлом году губернатор Калининградской области Антон Алиханов в интервью ТАСС отмечал, что разрешать перевозки фурами, растаможенными на регион, можно только с определенными ограничениями, чтобы соблюдать баланс интересов с собственниками большегрузов, заплативших полную пошлину.

В пресс-службе также отметили, что региональные власти знают о ситуации с перевозчиками в области и принимают все возможные на уровне областного правительства меры. В частности, в прошлом году в регионе были выделены средства для субсидирования транспортного налога владельцам фур.

Статья 16.19 КоАП "Несоблюдение таможенной процедуры" предусматривает административные штрафы для юрлиц до 500 тыс. рублей и возможную конфискацию товаров, которые являются предметом нарушения.

В Калининградской области из-за ее особого географического положения имеется возможность приобрести грузовик за рубежом и не платить таможенные пошлины в регионе. Такую процедуру в обиходе называют "растаможкой на Калининград". Такие машины в основном использовались для доставки грузов из Европы в регион, а по России для них действовал запрет на каботажные перевозки, то есть ограничение на транспортировку грузов без возвращения после этого в Калининград.

Проблемы калининградских перевозчиков

В прошлом году Евросоюз ввел санкции против России, которые в том числе касались перевозок. В соответствии с ограничениями, возить между основной территорией России и Калининградской областью через Литву можно только товары, не подпавшие в санкционные списки. Железной дорогой товары можно перевозить только по установленным квотам. Альтернативой проезду по суше является переправа грузовика через нейтральные воды Балтийского моря на борту парома.

Ранее на сайте Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) было опубликовано письмо в адрес помощника президента Игоря Левитина с просьбой оказать содействие в решении проблем. В письме указано, что ситуация с перевозками обсуждалась в начале марта на собрании членов АСМАП из региона, в котором приняли участие около 200 руководителей компаний. В документе отмечается, что из-за санкций и ограничений Евросоюза объем перевозок из Калининградской области через Литву сократился до 90%, а доходы компаний упали в 7-10 раз по сравнению с периодом до санкций.

В письме перевозчики высказали несколько предложений по исправлению ситуации, в частности предложили разрешить растаможенным только на регион фурам возить грузы по России и Евразийскому экономическому союзу на период действия санкций, а также ввести льготные условия для изменения таможенной процедуры таких фур. Перевозчики указали, что таким фурам в настоящее время запрещено возить грузы по остальной части России, за исключением случаев, когда грузы доставляются в Калининград. Уплачивать полную пошлину и утилизационный сбор, по словам перевозчиков, на такие машины не выгодно, так как "общая сумма указанных платежей существенно превышает текущую рыночную стоимость самих автотранспортных средств".