15.02.22

В Калининграде объяснили коллапс фур на границе Белоруссии и Литвы

Очереди связали с изменениями в таможенной системе Литвы и миграционным кризисом. Ситуация ухудшилась на прошлой неделе. Из-за простоев страдают перевозчики, которые едут из основной части России в Калининград и обратно

Очереди грузовиков на границе Белоруссии и Литвы во многом связаны с изменениями в таможенной системе Литвы, которая 8 февраля перешла на новые формы деклараций. Об этом журналистам сообщила глава калининградского межправительственного Агентства по международным и межрегиональным связям Алла Иванова.

По ее словам, перемены потребовали «существенной адаптации» со стороны перевозчиков и таможенных органов, «отладка системы происходит до сих пор».

В то же время Иванова отметила, что на ситуацию влияют и «отголоски» миграционного кризиса, который сложился на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией в конце прошлого года. «Один пункт пропуска по-прежнему закрыт, остальные работают с усиленным режимом контроля, соответственно, часть грузов распределилась по остальным пунктам пропуска на транспортных путях в Европу», — пояснила Иванова.

Вопрос прорабатывается с посольствами в Белоруссии и Литве.

Как сообщал в понедельник белорусский Госпогранкомитет, Литва за выходные приняла 59% грузовиков от нормы. Вильнюс продолжает обновлять таможенные базы, этот процесс должен завершиться 15 февраля, уточнила белорусская сторона.

Начальник отдела по связям с общественностью Калининградской областной таможни Оксана Иванова 14 февраля сообщила «РБК Калининград», что ситуация с въездом и выездом автомобилей на границе области с Литвой штатная, очередей на досмотр и оформление документов нет. «У нас был небольшой коллапс в пятницу, к 15 часам было больше 100 фур, наверное, даже 120, но за выходные ситуация нормализовалась», — заявила она. В пресс-службе таможни пояснили, что этот коллапс был связан в том числе с обновлением программного обеспечения в Литве.

Это утверждение поставил под сомнение вице-президент компании «ДСВ Транспорт», глава общественного совета при министерстве развития инфраструктуры Калининградской области Леонид Степанюк. «Мы периодически сталкивались с тем, что и с нашей стороны было обновление ПО, и с литовской стороны — это занимало ну сутки-двое, ну до трех суток могли застрять», — рассказал он. По его словам, в конце января и на первой неделе февраля простой при въезде из основной части России в Калининград длился до 5 суток, но на прошлой неделе ситуация усугубилась. Степанюк предположил, что на самом деле происходит «умышленное усложнение пропускной способности».

Он добавил, что, если раньше можно было найти пути объезда (по маршруту Белоруссия — Латвия или напрямую в Латвию из России), то с 13 февраля на этих переходах тоже скопились большие очереди. Калининградские перевозчики из-за этого несут убытки. Некоторые из них вынуждены приостанавливать работу или переориентировать грузы, отметил Степанюк.

12 февраля городской портал «Клопс» писал, что на границе Белоруссии и Литвы образовалась очередь из 3,5 тыс. фур.

РБК