23.08.10

В 2010 году Рязанская таможня оформила грузов более чем на $1,8 миллиарда

5 августа Рязанская таможня отметила своё 18-летние. Таможенное оформление здесь проходят около 300 постоянных участников внешнеэкономической деятельности. Это предприятия и организации не только Рязани и области, но и московского региона.

С начала текущего года Рязанская таможня оформила грузов более чем на $1,8 миллиарда, при этом в доходную часть федерального бюджета перечислено почти 13 миллиардов рублей таможенных платежей. Чуть больше месяца назад был введён в действие Таможенный кодекс союза России, Беларуси и Казахстана. Соглашение государств, которое готовилось на протяжении нескольких лет, призвано облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности — теперь они заполняют меньше документов, а выпуск товара происходит намного быстрее. Мы беседуем с начальником правового отдела Рязанской таможни Алексеем Черносвитовым.

— Алексей Акивович, что изменилось с началом функционирования таможенного союза?

— Самое главное — меняется нормативно-правовая база регулирования правоотношений в таможенной сфере. Основополагающим документом, регулирующим таможенные правоотношения в таможенном союзе, является Таможенный кодекс таможенного союза. В нём определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций для таможенных органов и для участников ВЭД, определено правовое содержание таможенных процедур.

— Что входит в таможенное законодательство таможенного союза?

— Это Таможенный кодекс таможенного союза; международные договоры принятые на его основании, такие как договоры о взаимной административной помощи, о функционировании свободных экономических зон, о порядке перемещения товаров для личного пользования, о представлении и обмене предварительной информацией о товарах, перемещаемых через таможенную границу союза; решения комиссии таможенного союза, которые уже разработаны экспертами трёх стран. Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесён таможенным кодексом к уровню национального законодательства — разработан проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который будет являться своего рода дополнением норм ТК таможенного союза. Поэтому участникам внешнеэкономической деятельности для получения полномасштабной картины изменения таможенного законодательства нужно будет ознакомиться не только с кодексом, но и с проектом этого федерального закона. Например, только в федеральном законе содержатся положения, связанные с порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов. Там же конкретизирован ряд вопросов, касающихся деятельности лиц, которые работают в области таможенного дела(таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов и так далее).

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о таможенном кодексе таможенного союза.

Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В переходных положениях кодекса содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств — членов таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Следовательно, российские юридические лица и ИП, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. В целом порядок совершения операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с его территории соответствует тому порядку, который применяется сегодня в России. Товар прибывает на таможенную территорию союза, помещается на временное хранение в месте прибытия либо перемещается в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться его таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом процедурой. При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте убытия за пределы таможенной территории таможенного союза свершаются таможенные операции, связанные с убытием.

— Каковы основные отличия от прежнего порядка?

— Иностранные товары, ввезённые в любое из государств, входящих в таможенный союз и помещённые в нём под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (она предусматривает получение товарами статуса «товаров таможенного союза), получают право свободно обращаться на всей территории союза. Такое же право с 1 июля получили товары, происходящие из России, Белоруссии и Казахстана. Исключение составляют товары, в отношении которых на территории таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409-ти товарных позиций, в отношении которых до 1 июля 2011 года в Казахстане будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определён непосредственно статьями ТК таможенного союза. В этой области возможность национального нормотворчества исключена. Кроме того, в Таможенном кодексе таможенного союза содержится единая процедура — таможенный транзит (ранее в ТК РФ был внутренний таможенный транзит и международный таможенный транзит). Таким образом, товары, перевозимые от места ввоза до места их таможенного оформления (в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа) будут помещаться под процедуру таможенного транзита. В связи с этим будет затруднено применение понятия «длинного» ввоза, а это может повлечь необходимость пересмотра принципов квалификации и привлечения к ответственности нарушителей таможенного законодательства, особенно связанного с занижением таможенной стоимости и неуплатой таможенных платежей. Новеллой ТК ТС является отказ в выпуске товаров. В случае если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров. В ТК таможенного союза создана правовая основа для внедрения технологии удалённого выпуска товаров. При подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определённому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днём её регистрации.

— Как изменились сроки совершения операций?

— Увеличились сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров; проведения пост контроля; предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании и ряд других. Вместе с тем сократились сроки регистрации таможенным органом таможенной декларации и выпуска товаров, особенно экспортируемых. Срок выпуска товара сократился на один день. Так, в ТК РФ срок выпуска составлял не более трёх рабочих дней. В ТК таможенного союза срок выпуска — один рабочий день со дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.

— Какие нормы предусмотрены для упрощения таможенных операций? — Это сокращение времени выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, с общего двухдневного срока до четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации и сокращение числа документов, представляемых в данном случае, с 14 до 7 видов. Также установлены сроки в отношении процессов, которые ранее сроками не ограничивались, — организации таможенным органом таможенного сопровождения; регистрации или отказав регистрации таможенной декларации; совершения заинтересованными лицами операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. В период с 2 августа по 30 сентября участники внешнеэкономической деятельности могут обратиться за разъяснениями по телефону горячей линии:91-17-87 (понедельник — четверг с 9.00 до 18.00, пятница — с 9 .00 до 16.45,перерыв с 13.00 до 13.45).

МедиаРязань 21.08.10