19.07.05

Угон освободили от пошлины

Таможенные органы не вправе взыскивать пошлины с импортного товара, который был ввезен в Россию на условиях режима временного ввоза и впоследствии похищен. К такому выводу пришел Конституционный суд, опубликовав на прошлой неделе определение о толковании статьи 283 Таможенного кодекса (ТК). Эксперты надеются, что это определение снизит расходы и риски от краж для участников ВЭД.

Поводом к обращению в КС гражданина Эстонии Марта Грюнвильда стало требование таможенников об уплате пошлины с автомобиля, который у него угнали на территории России. Как уверял заявитель, автомобиль был помещен под специальный таможенный режим - временный ввоз товаров, при котором таможенные пошлины не уплачиваются. Но поскольку автомобиль не был вывезен с российской территории, таможенники посчитали, что он поступил на внутренний рынок, и поэтому гражданин Эстонии обязан уплатить ввозную пошлину в размере более 600 тыс. руб.

В своем требовании уплатить пошлину таможня ссылалась на статью 283 ТК, согласно которой ввезенные на российскую территорию товары можно не вывозить только в том случае, если они были серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Хищение к таким обстоятельствам не относится, посчитали таможенники.

КС, куда обратился господин Грюнвильд, решил, что ТК не вступает в противоречие с Конституцией. Однако в своем определении судьи фактически освободили заявителя от ответственности по уплате таможенной пошлины. "Наказанный без вины декларант ставится в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты пошлин в связи с временным ввозом транспортного средства", говорится в определении суда.

Эксперты считают, что определение КС справедливо.

"Так как государство не сумело защитить имущество, оно не вправе возлагать на пострадавшего обязанность по уплате пошлины,- считает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.- К тому же опасения таможенников, что угнанный автомобиль попадет в свободное обращение на внутренний рынок, преувеличены. Скорее всего, автомобиль пошел на разборку".

Более того, эксперт не исключает, что определение КС сыграет на руку остальным участникам ВЭД, которые ввозят товары в режиме временного ввоза. "Возможно, что это определение поможет бизнесу при разрешении споров с таможенниками, но надо учитывать, что решение судьи принимается исходя из обстоятельств каждого конкретного дела",- предупреждает Валерий Глыздов.

"Учитывая обязательный статус определений КС для всех без исключения государственных органов, организаций и граждан, новое определение, безусловно, является прецедентным для таможенного дела",- говорит генеральный директор "Группы Тарго" Татьяна Круглова. В то же время она не исключает, что таможенники постараются ограничить применение актов КС до минимально достаточного уровня.

"Рассчитывать на большее участникам ВЭД не стоит: таможенные органы не признают вмешательства в свою компетенцию, так же как российские суды - в свою епархию",- убеждена Круглова.

"Бизнес" (ИД "Секрет фирмы") 19.07.05