Уедут ли из Калининграда BMW и Hummer?
В течение месяца Правительство РФ должно принять решение, которое определит
судьбу калининградского "Автотора", выпускающего автомобили компаний Kia,
BMW, GM (Chevrolet, Cadillac, Hummer), китайские Chery и Yuegin.
На сегодняшний день Минэкономразвития, Минпромэнерго и Федеральная
таможенная служба (ФТС) не могут согласовать свои позиции по условиям работы
калининградского предприятия. Дело в том, что "Автотор" работает по закону
от 22 января 1996 года 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в
Калининградской области" в редакции от 1 апреля 2006 года. Согласно ему
предприятие имеет право беспошлинного ввоза комплектующих для сборки
автомобилей. Однако постановление правительства 166 от 29 марта 2005 года
предоставляет право беспошлинного ввоза автокомпонентов только в том случае,
если производитель за 30 месяцев доведет уровень локализации производства в
России до 30%. При этом в первый же год компания должна организовать цех
сварки и покраски кузовов.
Между тем основные проекты калининградской компании реализуются по
технологии крупноузловой ("отверточной") сборки - даже сварка и окраска
кузовов производится только при сборке недорогих автомобилей Kia Spoilage.
Что и понятно: присутствие отечественных компонентов в BMW или Cadillac
возможно разве что в виде резиновых ковриков, стекол да омывающей жидкости,
ведь даже сборщики менее дорогих моделей жалуются на качество российских
комплектующих.
Теперь Минэкономразвития и Минпромэнерго предлагают оставить предприятию
возможность собирать дорогие автомобили в льготном режиме. Относительно
остальных автомобилей мнения этих ведомств расходятся: Минэкономразвития
предлагает для подготовки цехов к сборке по полному циклу дать "Автотору"
отсрочку в 30 месяцев после заключения нового контракта, Минпромэнерго же с
этим не согласно. Таможенная служба вообще против любых поблажек, однако
Минэкономразвития заявляет, что отмена льгот приведет к закрытию
производства. В результате в ближайшие дни проект постановления с
зафиксированными разногласиями ведомств отправится в правительство, которое
и примет окончательное решение.
И ведомства, и автопроизводители отказываются комментировать ситуацию до
решения правительства. Однако если предприятие лишится таможенных льгот, его
продукция из дорогого сегмента станет сопоставимой по ценам с импортом. В
результате на "Автоторе" может остаться только сборка недорогих азиатских
моделей. Возможно, предприятию также придется отвечать за срыв контрактов с
BMW и GM - в этих корпорациях убеждены, что соглашение должно исполняться в
любом случае.
Калининградские Колеса (АВТОприложение "СБ") (Калининград) 06.10.06