31.08.06

Ударили "Евро-2" по выхлопу

В сентябре импортеры подержанных иномарок выстроятся в очередях перед дверями органов сертификации. Без заветной бумажки, подтверждающей, что ввозимый автомобиль соответствует экологическому стандарту "Евро-2", таможня его не пропустит. Ныне действующий упрощенный порядок оформления экологической классности подержанной иномарки прекратит работать, как только правительство согласует новую процедуру. Как ожидается, она будет дорогой, сложной и обставленной бюрократическими сложностями.

До введения в России экологических стандартов качества автомобильного выхлопа единственное, что омрачало жизнь российского перегонщика иномарок, - это постоянное повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок. В апреле на таможне от импортеров потребовали сертификат соответствия автомобиля экологическому классу "Евро-2".

Однако законодатели при разработке документа забыли поинтересоваться не только мнением импортеров, но и реальными возможностями региональных органов сертификации, которые выдавали эти бумаги. Оказалось, что в регионах этим занимаются коммерческие организации, которые, помимо того что берут немалую плату за свои услуги (от 3000 до 6000 рублей за каждый автомобиль), не способны обслужить весь поток подержанных иномарок. Так, во Владивостоке пропускная способность Приморского центра сертификации составляет 280 автомобилей в день. В то время как ежедневно через Владивостокскую таможню проходит около 700 автомобилей.

Весной этого года, столкнувшись с огромными очередями на оформление иномарок, правительство пошло на попятную. Был введен временный упрощенный порядок ввоза подержанных иномарок. Таможенники перестали требовать от импортеров сертификаты соответствия, а определяли экологическую классность автомобиля по году и стране выпуска. Автомобиль не соответствует стандарту, если он выпущен в ЕС до 1996 года включительно, в США - до 1995 года, в Японии - до 1997 года, в Канаде и Корее - до 2000 года, в Малайзии - до 2002 года, в Китае - до 2003 года, в Индии - до 2004 года включительно. Все просто и понятно. Проблема очередей решилась сама собой.

Беда в том, что действие этой упрощенной процедуры заканчивается 1 сентября. Ее должен сменить новый, специально разработанный для этого всеми заинтересованными ведомствами порядок. Совместный приказ Минпромэнерго, МВД и ФТС, регламентирующий действия ведомств по выдаче импортерам сертификатов на подержанные иномарки, разрабатывали все лето. По словам главы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григория Элькина, сейчас он находится на согласовании в Министерстве юстиции, и как только он будет утвержден, временный порядок ввоза иномарок отменят. До 1 сентября вряд ли успеют, но в течение сентября - уж точно.

Импортеры подержанных иномарок направили в Госдуму и главе правительства обращение, в котором призвали отменить платную сертификацию и окончательно утвердить определение экологической классности иномарок по году и стране выпуска. На прошлой неделе импортеров неожиданно поддержал и спикер Совета федерации Сергей Миронов, который считает, что российский автомобильный рынок к новым правилам таможенного оформления машин пока не готов. "С введением "Евро-2" от людей потребуются дополнительные траты, причем весьма значительные, а также увеличится время на таможенное оформление автомобиля. Кроме того, есть серьезные сомнения в том, что уполномоченным органам удастся своевременно обеспечить оформление сертификатов "Евро-2" на весь объем ввозимых автомобилей", - заявил он.

Но, судя по всему, на импортную машину все-таки придется оформлять бумагу в центрах сертификации. И платить за это деньги. В новом приказе не содержится ничего нового. Соответствие автомобиля стандарту "Евро-2" будет определяться все также по таблицам. Просто их немного переработают. Вместо определения экологического класса в зависимости от года выпуска и страны-изготовителя будут сверяться по базам конкретных моделей. Вот и все различие. Для того чтобы новая система заработала, будут созданы две базы данных. Первая - фиксирует конкретные модификации, модели и марки автомобилей, которые уже получили одобрение типа транспортного средства на территории России. Эта информация фиксируется с 1996 года и уже содержит данные на 3500 типов транспортных средств. Во вторую - внесут информацию о ранее выданных на российской территории сертификатах соответствия.

Одна загвоздка - в этой базе нет ни одного праворульного автомобиля, автомобилей из стран Ближнего Востока, а также некоторых моделей американских машин, которые официально не продавались в России. Значит, получение сертификата на эти модели существенно усложнится и удлинится.

Кроме того, если прежний порядок был простым и понятным настолько, что с ним справлялся любой таможенник, новая процедура будет еще более запутанной, чтобы было за что брать деньги.

Известия 31.08.06