07.02.08

Таможни России и Беларуси начнут общаться на одном языке

На достижение качественно нового уровня в таможенном деле направлена очередная союзная программа, принятая в декабре прошлого года на заседании союзного Совета Министров, по реализации информационных технологий общих таможенных процессов.

Какие в связи с этим открываются перспективы сотрудничества? Как она может повлиять на экономическую интеграцию Беларуси и России в целом? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с заместителем председателя белорусского Государственного таможенного комитета Владимиром Гошиным.

- Таможенное пространство Союзного государства огромно, и без современных информационных технологий уже невозможно решить ни один серьезный вопрос, - говорит Владимир Анатольевич. - Таможни Беларуси и России должны общаться друг с другом на одном языке, в том числе компьютерном. В режиме реального времени нужно отслеживать транспортные потоки, соблюдение правил ввоза-вывоза товаров, множество иных нюансов. Для этого необходимо автоматизировать таможенные процессы, начинающиеся на территории одной страны и завершающиеся в другой (например, при оформлении временного ввоза транспортного средства), что и предусмотрено новой программой на ближайшие три года. Это будет второй этап развития Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства. В результате процентов на 10, а то и 20-25 сократится время таможенного оформления грузов, они быстрее будут проходить границу, увеличатся поступления в бюджет - белорусский и российский.

Приведу в качестве иллюстрации простой пример. Сегодня оформление белорусского экспортного груза занимает максимум 15 минут, потому что на границе уже есть о нем необходимая информация в электронном виде. Таможенник лишь сравнивает документы, которые предъявляет водитель грузовика, с электронным вариантом и заполняет 4-5 позиций. Но оформление российского груза пока занимает минимум 40 минут, потому что всю информацию о нем нужно занести в компьютер вручную. Когда новая союзная программа будет реализована, российские грузоперевозчики станут тратить на таможне времени втрое меньше. Соответственно сократятся и очереди на границе.

- Таможенные службы Беларуси и России начали сотрудничать по союзным программам одни из первых. Какой эффект это уже обеспечило и обещает в перспективе?

- С 1997 года совместно осуществляется обустройство внешних границ наших стран.

На это из союзного бюджета израсходовано более 1,6 миллиарда российских рублей. Модернизировано 8 пунктов пропуска, из них 4 - в 2007 году. Например, пропускная способность пункта "Каменный Лог" на белорусско-литовской границе более чем удвоилась, а в "Козловичах" на белорусско-польской - почти утроилась за счет увеличения полос движения транспорта, оснащения таможенных постов современным оборудованием, сокращения времени на оформление грузов и транспортных средств. Сегодня 75-80 процентов всех автомобилей, большинство из которых затем следует в Россию, въезжают в Беларусь через обновленные пункты пропуска. Если будут убраны пункты принятия уведомлений с российской стороны на белорусско-российской границе, то грузы пойдут еще быстрее. К сожалению, перед новым годом очереди из грузовиков там достигали 7-10 километров.

- На заседании Совета Министров Союзного государства, проходившем в Минске, белорусский премьер-министр Сергей Сидорский поднимал этот вопрос. Как решается проблема?

- С белорусской стороны нашей общей границы таможенных структур нет. Проезд свободный. С российской же в пунктах принятия уведомлений и на железнодорожных передаточных станциях осуществляются таможенный контроль и таможенное оформление товаров из третьих стран. Причем если в 1999 году там осуществлялись две функции, то в прошлом - уже 14. Но поскольку возможности пунктов пропуска на это не рассчитаны, возникают очереди. В основе лежит то, что пока не принят единый таможенный тариф. Различия в ставках пошлин указом Президента Беларуси недавно были сокращены до 5-7 процентов из примерно 14 тысяч позиций. А если где-то ставки ниже - туда товар и устремляется, отчего вторая сторона несет потери. В ближайшее время едем в Москву с рядом инициатив, чтобы найти компромисс.

- А на нашей, по сути, общей западной границе при таможенном оформлении есть ли какие-то различные условия для граждан, грузов, транспортных средств?

- Белорусские и российские субъекты хозяйствования и граждане проходят границу абсолютно одинаково. Более того, недавно мы договорились с Пограничной службой о том, чтобы на пунктах пропуска создать отдельный канал для граждан Союзного государства - как это сделано в Евросоюзе для их граждан. Такая практика нами уже отрабатывается.

- Что еще предпринимается для построения единого таможенного пространства Беларуси и России?

- В соответствии с соглашением о Таможенном союзе продолжается унификация национальных законодательств. В прошлом году, например, вступил в силу новый Таможенный кодекс Беларуси, за основу которого был взят аналогичный российский документ. У нас уже есть отдельные элементы Таможенного союза, но оформление в полном смысле единой таможенной территории должно быть завершено до 2010 года. Там будут действовать единые правила таможенного оформления, как это происходит сегодня в ЕС.

- О намерении присоединиться к белорусско-российскому таможенному пространству заявил Казахстан, возможно, этому решению последуют другие страны ЕврАзЭС. Как это скажется на таможенной сфере Союзного государства?

- "Союз трех" будет во многом повторять то, что уже прошли наши государства. Но и основные белорусско-российские договоренности предстоит несколько обновить. Они были приняты 10-12 лет назад. С тех пор появились новые задачи. Все это учтено в ряде соглашений, которые подписаны 25 января на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС. В результате возрастет взаимный товаропоток.

"Союз. Беларусь-Россия" №345 от 7 февраля 2008 г.