22.06.10

Таможенный союз в режиме ручного управления

Состоявшийся в рамках завершившегося Петербургского международного экономического форума круглый стол по Таможенному союзу продемонстрировал интересную и пугающую вещь: до запуска альянса осталось всего несколько дней, но ни власти, ни бизнес в деталях не знают, как на практике будут работать его многие элементы. В результате бизнес не на шутку обеспокоен, а чиновники даже открыли несколько горячих линий, чтобы в «ручном режиме» разрешать возникающие сложности.

Заместитель министра экономического развития России Андрей Слепнев охарактеризовал идущий интеграционный процесс как довольно успешный: на внешних границах России, Казахстана и Белоруссии введен в действие единый тариф, создана Комиссия ТС, принимающая решения по базовым вопросам. Реформа прошла практически незаметно, даже если учесть технические сложности импортеров в начале 2010 года, а самые лучшие реформы – как раз те, которые не тревожат население, заключил А. Слепнев.

С 1 июля начинается второй этап интеграции: будет применяться единый Таможенный кодекс, а также несколько десятков его сопровождающих договоров и решений Комиссии ТС. Многие полномочия таможенного регулирования переходят с национального на наднациональный уровень, отменяется оформление грузов при пересечении внутренних границ – собственно говоря, это и есть реальное начало работы Таможенного союза. «Мы хотим сделать систему таможенного регулирования более конкурентоспособной и современной и менее обременительной для участников внешнеэкономической деятельности», – заключил замминистра. Скажем, станет проще экспорт высокотехнологичной продукции: отменяется понятие таможенной стоимости, сокращается объем требуемых документов, упрощается импорт товаров, необходимых для инновационных производств, а также режим временного ввоза образцов для научно-коммерческой деятельности.

А. Слепнев, однако, участников ВЭД честно предупредил: «Мы движемся в высоком темпе, возможны организационные и технические сбои, хотя мы, конечно, старались их предусмотреть. На сайтах Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора и Россельхознадзора указаны телефоны горячих линий, которые будут работать практически круглосуточно». Министр экономики и торговли Республики Казахстан Жанар Айтжанова отметила, что ее стране ради вступления в Союз пришлось многим пожертвовать. До 1 января 2010 года, введения уже упомянутого единого тарифа, средняя импортная пошлина в Казахстане составляла 6,2%, а после – 10,6%. Для достижения этой цели стране пришлось «подтянуть» до уровня российских ставки на ввоз по 65% из 11 тыс. номенклатурных позиций.

Впрочем, народное хозяйство центральноазиатской республики, которая делает ставку на инновации, скорее всего, сильно не пострадает. По ряду позиций сохранен переходный период, три-пять лет. Кроме того, каждая из стран-участниц в рамках национального законодательства может вводить исключительные тарифы на ввоз иностранного оборудования, которое необходимо для развития национальной экономики.

Ж. Айтжанова выразила надежду на то, что интеграция таможенно-торгового процесса будет продолжена: с введением Единого экономического пространства – следующей стадии развития альянса – во взаимной торговле будут отменены и защитные меры, в частности антидемпинговые расследования. Это, к слову, выгодно в первую очередь Казахстану и Белоруссии, в которых себестоимость производства многих товаров и сырья значительно ниже, чем в России.

Комментируя введение единого Таможенного кодекса, первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Гошин сказал: «Никакой революции не будет. Идет постепенное, эволюционное, развитие». По его словам, гораздо более серьезным нововведением был единый тариф на «внешнем контуре», который «участники хозяйственной деятельности прочувствовали в большей степени».

Отсутствие революции связано с тем, что во время переходного периода будут действовать старые нормы или же продолжит работать параллельный механизм: участники ВЭД могут оформляться как по новым, так и по старым схемам. А. Слепнев сообщил, что в течение трех месяцев после введения единого кодекса перевозочные и таможенные документы можно будет оформлять по старинке. В. Гошин напомнил, что на неопределенный пока период будет закреплен принцип «национального резидентства»: импортер подает декларацию в таможенный орган страны, в которой он зарегистрирован. Иными словами, российский участник ВЭД не сможет проходить очистку в ГТК Белоруссии или на казахстанской таможне – только на посту «родной» ФТС РФ. Когда принцип будет отменен – неизвестно, скорее всего, лет через три–пять. «Мы хотим посмотреть, как все будет работать; не следует торопиться, чтобы не дискредитировать саму идею», – прокомментировал он столь осторожный подход.

У бизнеса, как выяснилось, вопросов по поводу Таможенного союза очень много. У генерального директора «Северстали», члена правления Российского союза промышленников и предпринимателей Алексея Мордашова, их оказалось, например, сразу четыре. Из них самыми острыми были следующие. Таможенный кодекс содержит около 400 отсылочных норм на национальное законодательство. В России основой для соответствующей практики должен быть закон «О таможенном регулировании», который был принят в первом чтении только 18 июня. Между тем после его подписи президентом до вступления в силу должен пройти как минимум месяц. Получается нестыковка. Что же делать?

По словам А. Слепнева, до момента вступления в силу нового закона будут действовать нормы ныне действующего законодательства, то есть «вакуума не будет».

Вторым вопросом А. Мордашова был механизм обжалования решений, принятых таможенными органами в отношении компаний из других государств – участников Союза. Скажем, если белорусские таможенники «обидят» российского импортера, куда жаловаться последнему? Не в российский же суд идти. А. Слепнев ответил, что соглашение о статусе суда ЕврАзЭС предусматривает возможность подачи частной жалобы на действия государственных органов после того, как истец исчерпал возможности добиться справедливости у себя в стране. Правда, В. Гошин уточнил, что на время действия принципа «национального резидентства» такой проблемы и не возникнет, поскольку участники ВЭД будут общаться исключительно со «своими» таможнями.

Президент американского авиастроительного концерна Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко поделился своими опасениями относительно выполнения контракта с Казахстаном. Как известно, в нашей стране в целях защиты национальных производителей действуют запретительные пошлины на ввоз иностранных самолетов, а теперь они распространены на Казахстан и Белоруссию, которые, к слову, собственных авиастроительных производств не имеют. Boeing в свое время подписал контракт на поставку в Казахстан самолета Boeing 787 Dreamliner, который теперь, как опасается Сергей Кравченко, «не сможет влететь в страну» из-за создания Таможенного союза и унификации импортных пошлин. На эту реплику А. Слепнев ответил, что политика по защите российских авиапроизводителей будет продолжена, но в тех сегментах, в которых они не работают, пошлины надо снимать. В частности, это относится и к типам самолетов вроде Dreamliner. Правда, решения об этом пока нет, так что «самолет-мечта» останется для Казахстана еще на некоторое время пока лишь мечтой. Такова суровая реальность Таможенного союза.

rzd-partner.ru 22.06.10