Таможенный Кодекс един для всех
Вопрос.
Действующий таможенный кодекс предусматривает оформление большого количества разрешительных документов (лицензий, заключений, справок о химическом составе и т.п.) при таможенном оформлении товаров и не делает различий в этом вопросе между частными лицами и ФГУП, выполняющими государственный оборонный заказ и международные контракты в области военно-технического сотрудничества. Это ведет к потере времени и нарушению таможенных правил при оформлении товаров, как при экспорте, так и при импорте, не позволяет оперативно вовлекать в производство оборудование даже из стран ближнего зарубежья, а также оперативно отправлять ЗИП и комплектующие в те страны, которые закупили наше вооружение. Нельзя ли совершенствовать ТК в части предоставления льгот для ФГУП и предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ?
В.Еркаев, Архангельская обл.
Ответ.
ТК России не содержит норм, регулирующих общественные отношения в сфере военно-технического сотрудничества. При этом, согласно пункту 2 статьи 1 ТК РФ, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений,установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное законодательство не устанавливает запретов и ограничений по обороту тех или иных товаров, а обеспечивает соблюдение указанных мер, установленных актами иного законодательства, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Данное положение подтверждается нормой, закрепленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 ТК РФ, которая в щ качестве условия выпуска товара устанавливает представление в таможенный орган документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Статья 158 ТК России указывает, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства, установленные в целях валютного регулирования и контроля, должны соблюдаться вне зависимости от заявленного таможенного режима. В частности, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества установлен Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», предусматривающим в соответствии со статьей 12 предоставление данного права государственным посредникам - специализированным ФГУП, образованным по решению Президента РФ, а также российским организациям-разработчикам и производителям продукции военного назначения, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Порядок лицензирования в сфере военно-технического сотрудничества установлен Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами». Пунктом 16 Положения о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного названным Указом, установлена необходимость представления оригинала лицензии организацией-участником военно-технического сотрудничества на право перемещения через таможенную границу РФ продукции военного назначения в таможенный орган по месту регистрации данной организации в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
Правовое управление ФТС РФ
Журнал "Таможня"