30.12.08

«Таможенная реформа приведет к росту цен»

2008 год стал годом таможенных реформ. В частности, Федеральная таможенная служба решила ликвидировать институт таможенных брокеров. О том, как эти новации отразятся на околотаможенном бизнесе, «Росбалту» рассказал исполнительный директор ЗАО «Русский логистический провайдер» Сергей Осипян.

- Сергей Русланович, как отнеслись участники рынка к решению ликвидировать институт таможенных брокеров?

- Федеральная таможенная служба хочет лишить права выступать поручителем за таможенных брокеров все компании, кроме ФГУП «РОСТЭК». Эксперты предполагают, что с рынка придется уйти 70% брокеров, а те, которые останутся, вынуждены будут значительно поднять стоимость своих услуг. Во время кризиса принимать такие решения — просто безумие. Похоже, что рынок таможенных услуг вновь пытаются перекроить в пользу нескольких крупных игроков, прикрываясь реформами и инновациями.

И если это произойдет, то отсутствие здоровой конкуренции приведет к монополизму, увеличению тарифов, ухудшению качества обслуживания. Кроме того, возникнет огромная армия безработных из бывших сотрудников брокерских компаний, не сумевших получить банковские гарантии.

Вообще, в последние годы все реформы и инновации со стороны ФТС вызывают далеко неоднозначную реакцию — к сожалению, чаще негативную. Как-то не складывается ни понимание, ни партнерство между представителем государства в таможенном деле и участниками рынка.

- Почему, на ваш взгляд, это происходит?

- Причина, как мне кажется, в первую очередь в отсутствии диалога между ФТС и участниками околотаможенного бизнеса.

Главная реформа года – перенос таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе — идея хорошая, современная. Но исполнение как всегда подвело. Не проделав никакой подготовительной работы, ФТС поспешила начать закрывать таможни и склады временного хранения (СВХ) в ЦФО. Например, в Москве не было открыто ни одного пограничного таможенного перехода, способного проводить процедуры таможенного оформления, но очень оперативно были закрыты СВХ. Результат — грузы стали оформляться в таможнях, которые находятся на удалении почти в тысячу километров от Москвы, что привело к значительному увеличению расстояния и времени доставки, а соответственно — к удорожанию стоимости доставки.

Еще одна новация – места доставки мяса и мясопродуктов, определенные приказом ФТС. В список не вошла Балтийская таможня, через которую импортируется около 70% мяса и мясопродуктов. Результат — стоимость логистических и транспортных услуг увеличилась, потому что в цепи поставок появилось еще одно звено — транзит с Балтийской таможни к месту доставки, определенному приказом ФТС.

- Но ведь в основе этих новаций было желание противодействовать коррупции. На ваш взгляд, цель достигнута?

- Противодействие коррупции – самая шумная реформа ФТС. Количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении сотрудников таможни, стабильно растет, при этом с каждым разом и чин выше, и скандал громче. Из последних, например, скандал с начальником таможенной академии ФТС. Или вступившее в законную силу решение ФАС о признании нарушения со стороны ФТС закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», законность которого подтвердил арбитражный суд. И, что удивительно, ни одного доведенного до суда громкого дела в отношении контрабандистов.

- В последнее время много говорится о государственно-частном партнерстве. Как оно осуществляется в таможенной сфере?

- В реализации этой новации ФТС преуспела более всего. Можно констатировать, что партнерство ФТС и ФГУП РОСТЭК состоялось. Вот только не совсем понятно, какая из этих структур — частная, а какая — государственная. Результат – уничтожается институт таможенного брокера, услуга монополизируется РОСТЭКом, у которого, кстати, в предписанных видах деятельности не предусмотрена брокерская деятельность. Если учесть, что активами ФГУП РОСТЭК является государственное имущество, то в принципе поручительства ФГУП РОСТЭК являются поручительством государства за деятельность коммерческих структур. А еще если учесть, что поручительства выдаются не от ФГУП РОСТЭК, а от ЗАО РОСТЭК, которому это государственное имущество передано в пользование и которое само по себе является коммерческой структурой, то получается, что таможня сама себе гарантирует исполнение обязательств коммерческих структур государственным имуществом. Со временем соответствующие органы должны будут дать правовую оценку данной схеме. А пока некоторые должностные лица, пользуясь служебным положением, дискредитируют государство в лице ФТС.

- Не очень веселые итоги таможенного года вырисовываются...

- Да. Можно уже сказать, что уничтожена межбанковская платежная электронная система «Таможенная карта», которая, кстати, от таможенного имеет только название. И слабые потуги владельцев «Таможенной карты» спасти систему как электронный платежный инструмент, скорее всего результатов не дадут. 2009 год станет годом сбора урожая реформ таможенного администрирования.

- Чего же ждать в 2009 году?

- Свой прогноз готов перечислить по пунктам. Во-первых, следует ждать ликвидации института таможенных брокеров, что приведет к уходу таможенного оформления в серые и черные схемы. Во-вторых, продолжится монополизация таможенных услуг РОСТЭКом, что увеличит стоимость услуг таможенного оформления и, как следствие, окончательную цену продукта. В-третьих, ликвидация электронной платежной системы «Таможенная карта» приведет к увеличению сроков оплаты таможенных платежей и пошлин, всплеску махинаций с таможенными платежными документами, и, опять же, увеличению финансовой нагрузки на услугу и росту конечной стоимости товара.

В целом, из-за неэффективного таможенного администрирования можно ожидать увеличения стоимости услуг, криминализации околотаможенного бизнеса, непрозрачности схем таможенного оформления, низкой собираемости платежей и налогов.

- Получается парадокс. Вроде бы все начинания ФТС направлены на улучшение таможенного администрирования, что должно способствовать гармонизации отношений, улучшению внешнеэкономической деятельности и международной торговли, увеличению собираемости денежных средств в бюджет. Почему же на деле все получается наоборот? Что делать в складывающейся ситуации?

- В первую очередь, участникам внешнеэкономической деятельности и околотаможенного бизнеса, необходимо освободиться от иллюзий: что ФТС создано для бизнеса, а не бизнес — для ФТС; что реформы таможенного администрирования направлены на улучшение и гармонизации внешней торговли и товарооборота; что ФТС заинтересованно в создании здорового и конкурентного климата в околотаможенном бизнесе; что поручители НАТБ, СВТС и Таможенная карта будут бороться за своих клиентов и отстаивать их интересы; что в январе, когда случится коллапс, придет добрый волшебник и разрешит все проблемы.

Печально осознавать, что руководство ФТС не обращает внимания на назревающие проблемы. Видимо, есть более важные задачи, чем эффективное таможенное администрирование, собираемость таможенных платежей и сборов, создание эффективной таможенной инфраструктуры. С трудом верится в то, что не просчитывали должностные лица ФТС, что будет, если во время финансового кризиса 300 таможенных брокеров ежечасно заморозят по 50 млн руб. каждый, и какой удар по финансовой системе государства нанесут выведенные из оборота замороженные 15 млрд руб. Причем в то время, когда руководство государства пытается рационально использовать каждый миллион. Что это — недальновидность или саботаж? Наверное, просто кто-то ставит свои интересы выше государственных, а это уже совсем неправильно.

- Как поведет себя, на ваш взгляд, сообщество таможенных брокеров?

- В этой ситуации, как обычно это бывает в нашей стране, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Можно только посоветовать участникам внешнеэкономической деятельности, брокерам, владельцам СВХ, перевозчикам и прочим участникам околотаможенного бизнеса смело отстаивать свои законные права в созданных государством для таких целей институтах – судах, прокуратурах и прочих контролирующих и надзирающих органах.

Требовать от таможни соблюдения законодательства и предоставления равных условий всем участникам околотаможенного бизнеса, прекращения необоснованного создания незаконных административных барьеров и предоставления равных прав на предпринимательскую деятельность с сфере таможенного дела. Требовать от поручителей СВТС, НАТБ, Таможенной карты и вместе с ними отстаивать свои права на включение в реестр не только при предоставлении банковской гарантии, но других способов обеспечивающих гарантию уплаты таможенных платежей,таких как поручительство и залог, освободив значительные денежные средства на другие нужды.

Не стоит ограничиваться полумерами, как например, Таможенная карта, которая, отстаивая свои интересы, обратилась в Федеральную антимонопольную службу, в результате чего ФАС возбудила дело в отношении ФТС по признакам нарушения закона «О конкуренции». А как же интересы порядка ста клиентов Таможенной карты, за которых она четыре года выступала поручителем перед ФТС? Видимо, все же каждый сам за себя. Но только сообща и только законными методами можно заставить чиновника соблюдать, в первую очередь, интересы государства, одинаково применять нормы закона ко всем участникам процесса, прекратить лоббировать близкие к себе коммерческие структуры.

Беседовал Сергей Никифоров

rosbalt.ru 30.12.08