13.08.12

Судебная и правоприменительная практика под особым контролем ярославских таможенников

В течение первого полугодия 2012 года в судах различных инстанций рассмотрено 14 дел по искам к таможне, из которых только три дела рассмотрено не в интересах таможни. По одному делу Ярославская таможня представляла интересы ФТС России.

Так в Арбитражном суде Ярославской области по первой инстанции было рассмотрено 8 дел с участием таможни. Из них не в интересах таможни вынесено 3 решения: по делу о признании недействительным решений о классификации товара и об обязательствах возвратить излишне уплаченные таможенные платежи. Одно решение об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении (АП), согласно которому заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 16.15 КоАП РФ. Еще одно дело об оспаривании постановления по делу об АП, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст.16.16 КоАП РФ. Три дела по заявлению Северо-Западной транспортной прокуратуры о признании недействительными отдельных пунктов ряда государственных контрактов, заключенных таможней, прекращены.

В судах общей юрисдикции по первой инстанции рассмотрены 6 дел по искам (заявлениям) к таможне. Во всех случаях решение вынесено в интересах таможни. По ряду дел таможня привлекалась в качестве 3-го лица, из которых ни одно решение суда не повлекло для таможенных органов каких-либо неблагоприятных последствий.

Стоит отметить, что среди судебных дел с участием Ярославской таможни представлены дела практически всех категорий – это, и обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности, и обжалование решений об отказе в выдаче ПТС, и трудовые споры, заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, взыскании таможенных платежей и т.п.

Начальник правового отдела Ярославской таможни Михаил Воронин: «На сегодняшний день наибольшие сложности у таможни вызывают судебные дела, связанные с обоснованием принятых классификационных решений, обжалованием постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, по спорам с физическими лицами, по некоторым кадровым спорам. Ряд проблем вызван несовершенством правовой базы, однако есть и субъективные причины неудач».

- «Не стоит забывать, что суды – это органы, которые призваны профессионально разрешать правовые споры, а не узкие специалисты по таможенному или какому-либо еще законодательству. Подавляющее большинство дел с участием таможни – это дела, относящиеся к категории так называемых дел, вытекающих из публичных правоотношений. Это означает, что бремя доказывания в суде всех обстоятельств принятия обжалуемого решения (действия, бездействия) лежит на государственном органе» – поделился опытом Михаил Воронин. - «К сожалению, как показывает практика, по ряду вопросов просто пояснений должностных лиц таможни бывает недостаточно – требуется привлечение специалистов, назначение экспертиз, получение дополнительных материалов. Сложность этой работы заключается в том, что такие действия должны быть совершены до принятия решения, которое потенциально может стать обжалуемым», - отметил он.

Не последнюю роль в вопросах состояния законности играет то, как государственный орган рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц. Зачастую полное объективное и своевременное рассмотрение таких заявлений и обращений позволяет избежать ненужных, а иногда и бесперспективных судебных тяжб. При этом установленный законом срок рассмотрения заявлений обращений – 30 дней должен рассматриваться как предельно допустимый, а ответ должен подготавливаться в возможно более короткие сроки. Содержание ответа должно полно и точно давать ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов. Как показывает практика, в Центральном таможенном управлении и в ряде таможен ответы на обращения лиц стали предметом пристального внимания прокуратуры. В результате неполный ответ, ошибки в тексте (в том числе и носящие формальный характер) влекут направление в таможенные органы актов прокурорского реагирования и привлечение должностных лиц (как правило – руководящего состава) к административной ответственности.

Достаточно востребованной, особенно в условиях создания Таможенного союза, является бесплатная государственная услуга по информированию и консультированию. В 2012 году по настоящее время должностными лицами правового отдела оказано более 320 консультаций заинтересованным лицам, ни одна из них не стала поводом для жалобы или судебного разбирательства.

Пресс-служба ЦТУ