Смазать ворота на Восток
В настоящее время грузопоток через восточные российские погранпереходы постоянно растёт, что приводит к сложностям в их работе. Из-за недостаточной пропускной способности сухопутных погранпереходов и нехватки платформ медленно производятся перегрузка и таможенные досмотры грузов, что вызывает большое количество дополнительных расходов и увеличение транзитного времени. В портах увеличиваются тарифы на обработку грузов и по-прежнему существуют сложности со своевременной отгрузкой.
Говоря об особенностях восточных погранпереходов, можно выделить следующие. Например, в Забайкальске по причине недостаточной перерабатывающей способности перехода (на конец 2007 года средний объём приёма контейнеров станцией Забайкальск со стороны КНР составлял 100 – 150 контейнеров в сутки, в это время на станции Маньчжурия в ожидании приёма со стороны РЖД простаивало до 500 контейнеров) объёмы перевозок через него растут недостаточно быстро. Недостаточный уровень информационного взаимодействия в части предварительного информирования приводит к возврату обратно в КНР от 40 до 50% поступающих на сеть РЖД контейнеров для проведения корректировки товаросопроводительных документов. Всё это приводит к необходимости расширять существующий терминал в Забайкальске.
По переходу Наушки можно сказать, что в настоящее время он испытывает дефицит всех видов вагонов, включая полувагоны, крытые, платформы. По погранпереходу Гродеково – Суйфэньхэ стоит отметить, что грузооборот на нём вырос в течение этого года. Однако при этом по-прежнему существуют проблемы с недостаточной скоростью прохождения грузов через станцию из-за нехватки вагонов и сложности таможенных процедур.
В целом в деятельности восточных погранпереходов можно выделить следующие аспекты: недостаточную пропускную способность, нехватку платформ, недостаточно налаженное информационное обеспечение (задержки с предоставлением информации и ошибки), сложности с погрузкой в полувагоны и на собственный подвижной состав.
Однако надо учитывать, что дальневосточные погранпереходы являются одними из основных ворот из стран Юго-Восточной Азии в Россию, поэтому грузопоток через них будет увеличиваться. Текущие проблемы в работе через дальневосточные погранпереходы вынуждают многих операторов инвестировать в их развитие.
«Гудок», 27.05.2008