23.07.07

Система управления рисками – стержень таможенного оформления

Стремясь к унификации таможенного законодательства, предприняты меры к значительному сокращению сроков процедуры таможенного оформления. Так, на таможенное оформление партии товаров отводится всего лишь сутки. А срок проверки грузовой таможенной декларации, в которой заявлены до десяти наименований товаров, не должен превышать полутора часов. Естественно, что в таких условиях повышается вероятность сокрытия таможенного правонарушения. Поэтому таможенные органы должны выработать систему адекватных мер реагирования, направленных на своевременное предупреждение и пресечение правонарушений. В первую очередь необходимо из всего массива поступающей информации выделить «сигнальную» информацию, указывающую на необходимость проведения проверочных мероприятий. Законодательно, сбор и анализ сигнальной информации, указывающей на признаки противоправных действий, закреплён в Таможенном кодексе РФ и выражен в концепции системы управления рисками (СУР).

В соответствии со ст.358 Таможенного Кодекса в целях своевременного выявления и пресечения таможенных правонарушений и преступлений таможенный контроль должен осуществляться на основании СУР. Очевидно, что реализация концепции СУР невозможна без выделения, в первую очередь, сигнальных признаков противоправных деяний. В этом направлении уже сделаны определённые шаги. Сейчас ФТС России разработана специальная инструкция, устанавливающая порядок действий должностных лиц таможни по выявлению «рисковых» ситуаций и принятию мер по минимизации рисков (принятию мер по своевременному выявлению правонарушения). Простейшим примером риска является случай, когда участником ВЭД в ГТД заявляется стоимость ввозимого товара ниже сложившейся на внешнем рынке. То есть существует риск недостоверного заявления таможенной стоимости и, следовательно, занижения суммы уплаченных таможенных платежей. В целях недопущения ущерба бюджету государства принимаются меры по дополнительной проверке представленных документов и, соответственно, довзысканию недоплаченных платежей.

Однако практика показала, что сегодня лица, стремящиеся обойти закон, действуют все более профессиональнее и изощренней. Поэтому, должна совершенствоваться и сама СУР. Например, существующей Инструкцией не учтен ряд факторов, существенно влияющих на оперативную обстановку.

Во – первых, в настоящее время в основу СУР в основном заложен товарный признак (низкий вес, заниженная таможенная стоимость, схожесть с товарами с пониженным налогообложением и т.п.). Субъективный фактор в настоящее время не рассматривается вообще. Хотя естественно, что за каждым таможенным преступлением или правонарушением стоят конкретные физические лица.

Во-вторых, фактически, в действующей СУР отсутствует оперативно-розыскная составляющая. Хотя очевидно, что в каждом регионе таможенным органам необходимо выделить организации, связанные с криминальными элементами; организации и лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о противоправной деятельности, организации с нулевым балансом, а также организации учредители, должностные лица которых ранее привлекались за совершение экономических преступлений. Именно эти физические и юридические лица, по сути, и образуют «группу риска» и в отношении них таможенные органы должны осуществлять углубленные проверочные мероприятия уже с момента пересечения их товаров таможенной границы. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда оперативно – розыскные подразделения таможни фактически работают в отрыве от подразделений блока таможенного оформления и экономического блока.

С другой стороны, подразделения на которые в таможнях возложена работа по организации СУР - отделы организации таможенного контроля и отделы контроля таможенного оформления далеки от оперативно – розыскной деятельности и не являются правоохранительными. Отсюда и ориентирование только на косвенные признаки рисковых поставок (неполная загруженность автотранспортного средства, низкая таможенная стоимость и т.п.) и полное отсутствие оперативно-розыскной составляющей.

Очевидно, что проблема управления рисками (в разрезе проверки первичной сигнальной информации) должна быть рассмотрена в комплексе. Для этого помимо постоянного мониторинга товаропотока, необходимо проводить комплексный анализ всей информации (о таможенных преступлениях и правонарушениях, о нарушителях налогового законодательства и оперативно – розыскной информации). То есть, должна осуществляться работа по сопоставлению всей полученной информации с происходящими изменениями в товаропотоке. Такой подход позволит качественно улучшить результативность СУР.

Рассмотрим следующий пример из деятельности оперативно – аналитического отделения Татарстанской таможни, наглядно демонстрирующий какой эффект могут дать скрытые и неиспользуемые резервы сочетания анализа оперативно – розыскной информации и мониторинга товаропотока.

Мониторинг товаропотока показал признаки занижения таможенной стоимости товаров, ввезённых фирмой «А» (пример 1). При сопоставлении полученной информации (с использованием программного средства «Правоохрана») аналитическим работником устанавливается факт того, что ранее Самарской таможней было возбуждено дело об административном правонарушении по факту недостоверного декларирования того же товара, ввезённого фирмой «С». При вводе информации в информационно –поисковую систему учета оперативно – розыскной информации выявляется связь между Казанской фирмой «А» и Самарской «С» по учредителям (фактически учредителями являются одни и те же физические лица). Кроме того, имеется информация о привлечении одного из учредителей, например, гражданина Иванова, к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов». В данном случае совпадает сразу 4 рисковых признака (рис.):


Рис.

1- информация о занижении таможенной стоимости фирмой «А» (г. Казань) – 1 признак;

2- информация о возбуждении дела об АП по ст.16.2 КоАП РФ, в отношении Самарской фирмы «С», по факту недостоверного декларирования товаров, идентичных с товарами ввезёнными фирмой «А» - 2 признак;

3- информация о взаимосвязи фирм «А» и «С» через учредителей – 3 признак;

4- информация о привлечении ранее одного из учредителей фирм «А» и «С» к уголовной ответственности по факту уклонения от уплаты налогов;

В этом случае налицо все основания для принятия всех мер по минимизации риска (от проведения 100% таможенного досмотра и проведения таможенной ревизии до проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительным блоком). О полученных признаках противоправных деяний незамедлительно был проинформирован оперативно – розыскной отдел Татарстанской таможни. В ходе проведения ОРМ «исследование проб и образцов» был действительно выявлен факт недостоверного декларирования товара. В отношении фирмы «А» было возбуждено дело об АП по ст. 16.2 КоАП РФ. В бесспорном порядке взысканы не уплаченные ранее таможенные платежи (уголовное дело не было возбуждено по той причине, что размер не уплаченных таможенных платежей составил менее 500 тыс.рублей).

К сожалению, из-за малочисленности подразделений по применению систем управления рисками и оперативно-аналитических подразделений, а также несогласованности их действий такой пример является исключением.

Очевидно, для того чтобы максимально улучшить результативность системы управления рисками необходимо придать качественно новый уровень организации работы в этой области. А для этого на мой взгляд требуется:

1. Объединить усилия всех подразделений, осуществляющих анализ рисков, в единый региональный центр по применению СУР (в состав которого бы вошли и сотрудники правоохранительного блока и подразделений собственной безопасности).

2. Обеспечить такой центр доступ всеми имеющимися в распоряжении таможенного органа информационными ресурсами.

3. Проводить работу не только не только по выявленным вторичным рисковым признакам (занижение стоимости, код товара страна происхождения), но и на основе конструирования информационных связей. С их помощью можно объяснить причины, вызывающие то или иное событие, мотивы деятельности, установить причастность индивидов к противоправной деятельности. То есть выявить конкретных физических лиц, совершающих и способствующих совершению таможенных правонарушений и преступлений.

4. Обеспечить сбор и анализ сигнальной информации на всех уровнях: таможня (специально уполномоченное подразделение) – региональное таможенное управление (региональный центр) – Федеральная таможенная служба .

Валерий Хренов,

начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Татарстанской таможни

Журнал «Таможня» № 11/2007