09.02.21

Самарская таможня разъясняет порядок применения сервиса «Таможенная проверка» в Личном кабинете участника ВЭД

В мае 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации была принята новая Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года. Сегодня, согласно Стратегии, одним из основных целевых ориентиров ФТС России является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов.

В ФТС России функционирует Автоматизированная подсистема АПС «Личный кабинет», которая предназначена для обеспечения на основе Web-технологий персонифицированного информационного взаимодействия лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, лиц, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями таможенных органов, и таможенных органов. С помощью сервиса возможно как автоматическое получение, так и предоставление информации в таможенный орган.

АПС «Личный кабинет» размещается на информационных ресурсах ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://edata.сustoms.ru.

Для получения доступа к Личному кабинету заинтересованному лицу необходимо получить логин и пароль в соответствии с утвержденным Порядком, усиленную квалифицированную электронную подпись и идентификатор сведений о пользователе в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Стоит отметить, что электронная подпись, которая используется для декларирования, для отправки таможенных документов в других системах, для отправки налоговой отчетности, походит для работы в АПС «Личный кабинет».

С 2019 года в АПС «Личный кабинет» реализован и функционирует сервис «Таможенная проверка», который позволяет осуществлять обмен документами в электронном виде в ходе таможенной проверки.

Имея доступ к Личному кабинету участник ВЭД может ознакомиться с уведомлением о проведении таможенной проверки, обмениваться с таможенным органом документами таможенной проверки в электронном виде, а также получить акт таможенной проверки и направить возражения на акт.

В ходе таможенной проверки в электронном виде участник ВЭД может отправить документы, загрузив сканы этих документов через «Личный кабинет». Отправленные сканированные образы документов через «Личный кабинет» направляются в КПС «Постконтроль», где могут быть просмотрены должностными лицами таможенного органа, проводящего проверку.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом доля участников ВЭД (проверяемых лиц), подтвердивших получение документов (сведений) в «Личном кабинете», увеличилась с 66% до 80%, что говорит о востребованности данного сервиса со стороны проверяемых лиц.

«Сегодня в эпоху цифровых технологий мы просто не имеем права стоять на месте. Автоматизация таможенного контроля после выпуска товаров сейчас является одним из приоритетных направлений в деятельности таможенных органов. Разработка и внедрение новых перспективных моделей взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД позволит оптимизировать нагрузку на личный состав, сократит время проведения проверки, а также снизит коррупционные риски и повысит «прозрачность» таможенного контроля», - подчеркнул заместитель начальника Самарской таможни Рустам Тунтаев.