10.11.06

Руководство ФТС России консультируется с автоперевозчиками

10 ноября 2006 года состоялась встреча руководства Федеральной таможенной службы России с отечественными автоперевозчиками, которые были представлены руководителями Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и директорами ряда российских автопредприятий. Темой обсуждения стала сложная ситуация в пограничных пунктах пропуска на Северо-Западе и поиск путей выхода из неё.

Открывая совещание, заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин заявил, что в последние месяцы резко обострилась проблема грузовых автоперевозок на северо-западном направлении государственной границы Российской Федерации, в частности, в автомобильных пунктах пропуска (АПП) <Бурачки>, <Убылинка>, <Брусничное> и <Торфяновка>. Она уже получила широкое освещение в материалах прессы и на телевидении. Однако ее урегулирование требует согласованных действий всех вовлеченных в ситуацию сторон, включая таможенные органы и автоперевозчиков. При этом В. Малинин уведомил собравшихся о том, что, по информации Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, белорусская сторона готова вернуться к ранее существовавшей практике международных грузовых автомобильных перевозок, осуществляемых в российском направлении.

Предваряя разговор, начальник Главного управления организации таможенного контроля ФТС России (ГУОТК) Виктор Дьяченко обозначил те шаги, которые уже предприняли таможенные органы с целью нормализации положения на пунктах пропуска, в том числе на российско-латвийской границе. Он, в частности, заявил об увеличении рабочих мест в проблемных пунктах пропуска, которые в какой-то степени дали положительный эффект. Проводятся работы по внедрению новых информационных технологий. Местные радиостанции при непосредственном участии российских таможенных органов регулярно информируют водителей о ситуации на пунктах пропуска в режиме реального времени. Тем не менее, на сегодняшний день, по словам начальника ГУОТК, пункты пропуска, на которые легла основная нагрузка по оформлению экспортно-импортных поставок, ориентированных на Европейский союз, уже достигли максимума своих проектных мощностей. Их пропускная способность исчерпана. В этой связи дальнейшее расширение численности привлеченных к таможенному оформлению и таможенному контролю сотрудников ФТС России не даст существенного положительного эффекта. Необходимо принятие кардинальных решений, в числе которых создание новых современных пограничных пунктов пропуска, модернизация уже функционирующих, но морально устаревших автомобильных пунктов пропуска, оснащение их новым оборудованием и технологиями, существенное улучшение прилегающей к пунктам пропуска дорожной инфраструктуры, оптимизация их работы, в том числе за счет создания единой базы данных всех государственных контролирующих органов, выполняющих возложенные на них функции на линии контроля на границе.

Со своей стороны представители российских автоперевозчиков и АСМАП рассказали о своем видении причин, приведших к нынешней ситуации, о тех сложностях и трудностях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной деятельности. И далеко не всегда, по мнению выступавших, вина за это лежит на таможенных органах. Так, сохраняются проблемы несогласованности работы контролирующих органов, находящихся на линии контроля в пунктах пропуска, завышенной стоимости услуг, предоставляемых и даже навязываемых отдельными коммерческими структурами, вовлеченными в таможенное оформление поступающих грузов. Исходя из этого, руководители АСМАП и директора автопредприятий предлагают выработку ряда мер, которые могли бы устранить некоторые из названных проблем. В частности, ими предлагается более активно внедрять систему электронного декларирования, переноса большей нагрузки по таможенному контролю на внутренние таможни, максимально используя возможности, предоставляемые процедурой внутреннего таможенного транзита и книжками МДП (международной дорожной перевозки), провести обследование существующих пограничных пунктов пропуска, а также более широко использовать европейский опыт оформления грузов на границе. Кроме того, руководство АСМАП считает целесообразным определить до 10 основных пограничных таможенных пунктов, модернизация которых позволила бы существенно снизить остроту проблемы с пересечением российской границы перевозимыми автотранспортом грузами. В этой связи руководители Ассоциации предложили возобновить работу Рабочей группы в составе представителей Федеральной таможенной службы России, Министерства транспорта Российской Федерации и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Подводя итог встречи, заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин заявил о полезности состоявшегося обмена мнениями. Более того, обсуждение накопившихся вопросов позволяет выработать направление совместных действий, как со стороны российского таможенного ведомства, так и со стороны АСМАП и отечественных автоперевозчиков. Однако очевидно, что все они требуют времени и дополнительного финансирования. А для решения оперативных вопросов было решено создать совместную комиссию из представителей ФТС России и АСМАП.

Пресс-служба ФТС РФ 10.11.06