30.05.23

Россия откроет новый канал экспорта аммиака

Уже до конца этого года должен заработать экспортный терминал по перевалке удобрений в Тамани. Он сможет заместить неработающий из-за боевых действий аммиакопровод Тольятти - Одесса.

Новый терминал в Тамани, видимо, откроется в срок: до конца 2023 года. Эта дата обозначена в "дорожной карте" проекта, утвержденной кабмином. О скором запуске "первого специализированного терминала для перевалки аммиака на территории современной России" в интервью Reuters рассказывал и гендиректор "Уралхима" (который занимается проектом) Дмитрий Коняев.

Аммиакопровод остановил свою работу после начала СВО. Часть трубы проходит по территории Украины вблизи боевых действий. Между тем возобновление работы аммиакопровода является одним из условий продления зерновой сделки со стороны России. На днях официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о готовности России запустить аммиакопровод. Но, по ее словам, Украина тормозит с решением почти год.

Запуск первой очереди терминала в Тамани заменит большую часть мощностей аммиакопровода

"Голодающие в Африке их не интересуют. Как не интересуют и поставки аммиака в Африку для производства столь нужных десяткам миллионов африканских хозяйств удобрений", - говорила она.

Терминал в Тамани по отгрузке аммиака после запуска первой очереди на 2 млн тонн в год заменит большую часть экспортных мощностей аммиакопровода Тольятти - Одесса (по нему поставлялось около 2,5 млн тонн в год). А после ввода второй очереди к концу 2025 года возможности терминала будут даже больше - 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида в год, подсчитывает аналитик финансовой группы "Финам" Алексей Калачев.

Главный плюс проекта в том, что "Тольяттиазот" больше не будет зависеть от мощностей сопредельных государств. А его минус заключается в отсутствии проложенного к этому терминалу аммиакопровода: аммиак будет доставляться в терминал железнодорожными цистернами, и поэтому многое будет зависеть от возможностей и тарифов железной дороги, считает Калачев.

Запуск терминала поможет восстановить экспорт не самих удобрений, а аммиака, который является основным сырьем для производства азотных удобрений, обращает внимание эксперт. В 2022 году в России произошло снижение выпуска аммиака на 2,85 млн тонн. Очевидно, что основная часть этого объема пришлась на "Тольяттиазот" из-за невозможности поставок по аммииакопроводу.

Между тем производство азотных удобрений в России в 2022 году не только не упало, но даже выросло на 3,9% в пересчете на 100% действующего вещества. Падение экспорта удобрений в 2022 году произошло только за счет калийных удобрений: их производство снизилось на 31,8% год к году, а добыча хлористого калия - на 34,9%.

Отчасти это могло быть связано с проблемами отгрузки через морские порты стран Балтии. Но основная причина заключается в другом, считает Калачев. Против российских удобрений санкции не вводились, но они вводились против белорусских, причем еще в 2021 году. По сообщениям СМИ, в 2022 году в 64 раза увеличился транзит через Россию удобрений из Беларуси (прежде всего калийных). "Это объем, вполне сопоставимый с падением российского производства калийных удобрений. По всей видимости, братскому государству была оказана помощь в виде предоставления перегрузочных мощностей российских морских терминалов", - говорит Калачев.

Российская газета