21.08.06

Российская таможня это стихийное бедствие

Бесконечные очереди грузовиков на российско-эстонской границе так же неотвратимы, как дожди осенью или снег зимой.

Чаще всего это объясняют пропускной способностью моста Дружбы. В эти объяснения поверят все, но только не те, кому на собственной шкуре приходится испытывать эту унизительную процедуру оформление таможенных документов на пограничном переходе Нарва-Ивангород.

Способ давления

Почему унизительную? Потому что российские таможенники сознательно замедляют процесс проверки и оформления грузов. Свои действия они прикрывают законами, якобы призванными защищать экономические интересы России. Осознание того, что над тобой откровенно издеваются, наглость, грубость и хамство все это унижает достоинство порядочных граждан, пересекающих границу.

Сколько ни пытался я в рассказах руководителей транспортных фирм и непосредственно самих водителей грузовиков найти подтверждение официальной версии узкий старый мост, маленькие терминалы мне это так и не удалось. Наоборот, я еще больше утвердился в том, что причина очередей на нарвско-ивангородском пограничном пункте в нерасторопности российских таможенников. Причем нерасторопность эта спланированная или даже вызвана приказами начальства. А посему регулярное возникновение пробок это способ политического, экономического, морального давления российской стороны на эстонское государство.

Причем делается все это якобы на совершенно законных основаниях. А фраза Если такой умный, то поедешь вообще послезавтра является уже обыденным ответом таможенников всех рангов на любые проявления недовольства со стороны владельцев грузов. Есть на Ивангородской таможне уже и свои герои , прославившиеся особой предвзятостью, наглостью, хамством.

На законных основаниях

Официальная версия недавних очередей в Нарве, озвученная в российских СМИ, особо тщательная проверка грузов, поступающих в РФ из Эстонии, Бельгии, Польши, Германии и других стран, в связи с саммитом в Петербурге. Особая проверка это разгрузка практически каждого грузовика и ручной пересчет всех позиций груза.

С учетом того, что таможенный пункт в Ивангороде это простая асфальтированная площадка, не оснащенная ни эстакадами, ни специальной техникой, ни навесами от дождя, вся процедура разгрузки и погрузки происходит вручную двумя-тремя не очень подвижными грузчиками.

В стремлении снизить долю транспортных расходов в себестоимости товара практически все грузовики благодаря новейшим складским технологиям загружены от пола до потолка. Поэтому ручной процесс приводит к тому, что значительное количество ящиков и коробок при повторной погрузке просто не помещается и опять тратится время на повторную попытку.

Очевидная связь

Подтверждение версии, что между очередями грузовиков в Нарве и событиями в российско-эстонских отношениях есть четко прослеживаемая связь, я нашел и в высказываниях министра транспорта РФ господина Левитина, недавно посетившего Эстонию: Если мы сотрудничаем с Эстонией, то хотелось бы, чтобы отношение к нам было полно понимания и доброжелательности. Перенос памятника, несомненно, не будет способствовать достижению взаимопонимания .

Мне это заявление показалось фактической угрозой пересмотреть существующие экономические отношения в связи... с наличием или отсутствием Бронзового солдата. Казалось бы, какое дело министру транспорта до внутренней политики чужого государства? Это подается как защита своих соотечественников.

Искусственные очереди грузовиков в Нарве это тоже российские методы защиты соотечественников. Хотелось бы уточнить, что водители, простаивающие сутками в очередях на границе, как правило, эти самые соотечественники и есть, то есть обладатели российских паспортов, которых охотно нанимают транспортные фирмы.

Новый мост не спасет

Впрочем, я хотел сказать о мосте. Нужно ли Эстонии строить новый пограничный мост в окрестностях Нарвы? Конечно, нужно! Но только не по тем причинам, о которых все говорят вслух. Новый мост не избавит нас от очередей грузовиков, если российские таможенники будут так же медлительны. Поэтому строительство нового моста нужно рассматривать только как внутреннее дело города Нарвы по части благоустройства, создания современной транспортной инфраструктуры и рабочих мест.

А владельцам грузов новый мост помочь не сможет. Потому что российская таможня это стихийное бедствие, от которого не спасет даже самый широкий мост.

Postimees; 21.08.06