РЖД готовят базу для логистики будущего
ОАО «РЖД» готовится к реализации ряда проектов по развитию инфраструктурных мощностей, что позволит компании встать в один ряд с крупнейшими игроками мирового транспортно-логистического рынка.
В ОАО «РЖД» разработан и утвержден полный комплекс проектов по развитию инфраструктуры железных дорог в увязке с прогнозируемыми потребностями экономики на период до 2015 года.
Он позволяет гарантировать долгосрочную готовность российских железных дорог к росту объемов перевозок и повышению их качества.
Как заявил на конференции «Транспортная инфраструктура и логистика в условиях стремительного роста рынков» первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, это позволит сформировать крупнейший транспортно-логистический холдинг, конкурентоспособный на глобальных транспортных рынках.
Инфраструктура пополнится терминалами
По словам Вадима Морозова, основные инвестпроекты реализуются на наиболее грузонапряженных направлениях Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел и Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел.
Продолжается работа по развитию Транссибирской магистрали, интеграции с железными дорогами КНР, в первую очередь за счет комплексного развития подходов к пограничному переходу Забайкальск.
Совместно с партнерами осуществляется и реализация проектов строительства новых железнодорожных линий на основе государственно-частного партнерства. «Уже ведутся развитие и строительство железнодорожных линий в Ямало-Ненецком автономном округе и Якутии, в перспективе география сети железных дорог продолжит расширяться», – сообщил Вадим Морозов.
В течение ближайших двух-трех лет ОАО «РЖД» намерено построить в крупных транспортных узлах России до десяти логистических центров, обеспечивающих полный цикл операций по обработке грузов и контейнеров.
В конце 2006 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин утвердил концепцию развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД». На первом этапе она позволит переключить транзитные потоки, следующие с сортировкой на железнодорожных станциях в пределах Москвы, на станции ближайшего Подмосковья. При этом на станциях Москвы планируется перерабатывать грузопотоки, ориентированные на непосредственное потребление столичным рынком.
«Кроме того, в качестве единого пилотного проекта в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах предлагается создание на станциях Шушары и Ручьи Октябрьской железной дороги, Белый Раст Московской дороги, станции Свердловск-товарный Свердловской дороги терминально-логистических центров, включающих контейнерные площадки и склады с суммарной мощностью переработки до 500 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) в год для организации контейнерных маршрутных поездов из Финляндии в Россию», – привел пример Вадим Морозов.
На втором этапе реализации терминальной программы ОАО «РЖД» должна быть создана опорная сеть логистических центров на основных направлениях товародвижения в системе международных транспортных коридоров.
Центры будут созданы на Московском, Санкт-Петербургском, Калининградском, Новосибирском, Нижегородском, Свердловском, Красноярском, Новороссийском и Владивостокском транспортных узлах. Организационно-экономическое и нормативно-правовое управление будет единым.
На третьем этапе предусматривается развернутое сооружение терминально-складских комплексов межрегионального значения по инициативе администраций регионов, за счет средств инвесторов, которыми могут стать торговые операторы и крупные поставщики товаров народного потребления.
«Строительство терминально-логистических комплексов может стать одной из сфер применения схемы государственно-частного партнерства», – сказал первый вице-президент ОАО «РЖД».
Терминальная программа потребует совершенствования взаимодействия ОАО «РЖД» с таможенниками. В этом плане компания особое внимание уделяет внедрению систем электронного обмена данными, а также развитию системы предварительного информирования о прибытии грузов.
По словам Вадима Морозова, управление по таможенно-брокерской деятельности АО «РЖД» проводит системную работу с таможенными органами по увеличению количества зон таможенного контроля. В 2004 году на сети дорог действовала 681 постоянная и временная зоны таможенного контроля, в 2005 году – 877, на конец 2006 года их было уже 933.
Развиваться самим и не мешать конкурентам
Одновременно компания обновляет тяговый и подвижной состав.
В 2006 году ОАО «РЖД» приобрело 118 тепловозов, 159 магистральных электровозов, более 8,5 тыс. грузовых вагонов. В 2007 году портфель заказов ОАО «РЖД» рассчитан на покупку около 11,5 тыс. грузовых вагонов с возможностью увеличения закупок еще на 10 тыс. вагонов.
«В 80–90-х годах доля инвестиций в подвижной состав в общих расходах компании составляла от 35 до 60%, а затем резко снизилась. В 2001 году этот показатель составил всего 8%. Но эту тенденцию удалось переломить, и сегодня объем вложений в подвижной состав составляет более 20% инвестпрограммы компании», – подчеркнул Вадим Морозов.
Он добавил, что, поскольку повышение качества железнодорожной техники тесно связано с развитием систем управления и обеспечения безопасности движения, ОАО «РЖД» проводит политику модернизации и в этом секторе.
На станциях и локомотивах внедряются автоматические системы безопасности, средства спутниковой навигации, цифровой радиосвязи. В ходе развития инфраструктуры железных дорог реализуются и проекты по совершенствованию систем управления перевозками.
«Компания намерена увеличивать темпы обновления подвижного состава и оборудования управления перевозками и обеспечения их безопасности. Мы намерены стимулировать новые разработки предприятий промышленности в этой области», – добавил Вадим Морозов.
Он отметил, что без реализации программы реформирования ОАО «РЖД» не смогло бы реализовать планов по технологической модернизации.
«Третий этап реформирования российских железных дорог мы считаем инвестиционной стадией развития отрасли. На этом этапе за счет формирования эффективной модели рынка железнодорожных перевозок, роста капитализации создаваемых дочерних обществ ОАО «РЖД» должны быть созданы мощные источники инвестиций в развитие и обновление железных дорог», – подчеркнул Вадим Морозов.
Наряду с ростом темпов обновления локомотивного и вагонного парка ОАО «РЖД» модернизацию основных фондов ведут и частные участники рынка железнодорожных перевозок. «Желание частных компаний инвестировать в подвижной состав можно считать важным индикатором уровня демонополизации рынка железнодорожных перевозок», – полагает Вадим Морозов.
За прошлый год приватный парк грузовых вагонов вырос на 18% и достиг 330 тыс. единиц, что составляет уже 36% от общей численности грузового вагонного парка России.
«Наибольшая конкуренция компаний-операторов между собой и с ОАО «РЖД» происходит в сегментах высокодоходных перевозок: за 2006 год доля транспортировки нефтяных грузов в приватных вагонах составила 64,2%, руды – 52,7%, удобрений – 51,2% и продолжает возрастать», – отметил в заключение Вадим Морозов.
«Дочки» станут лидерами рынка
К концу текущего года совокупный объем активов дочерних обществ ОАО «РЖД» превысит 83 млрд руб., а чистая прибыль – 4,3 млрд руб.
В ходе реформы должны быть созданы 28 дочерних компаний. Кроме перевозок они будут заниматься производством и капитальным ремонтом путевой техники, производством средств железнодорожной автоматики и телемеханики, капитальным строительством, проектно-изыскательскими и научно- исследовательскими работами, ремонтом грузовых вагонов, будут оперировать специальным подвижным составом, заниматься пригородными пассажирскими перевозками, охранной деятельностью.
Вадим Морозов отметил, что в целях ускорения реформирования и завершения создания конкурентной среды ОАО «РЖД» создает крупнейшее дочернее общество – Грузовую компанию.
«Ее создание полностью соответствует целям и задачам программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и рассматривается как системная мера, обеспечивающая развитие рыночных отношений в сфере оперирования подвижным составом», – подчеркнул Вадим Морозов.
Он отметил успехи уже существующих «дочек» ОАО «РЖД» – компаний «ТрансКонтейнер», «Русская Тройка», «Рефсервис». «ТрансКонтейнер» и «Русская Тройка».
За истекший год они ввели в регулярную эксплуатацию контейнерные блок-поезда, ими проделана значительная работа по оптимизации технологий взаимодействия с портами, таможенными органами, морскими перевозчиками и экспедиторами.
За счет этого на Транссибирской магистрали проложено порядка тридцати пяти маршрутов контейнерных поездов.
Основными из них являются Находка – Бусловская, Находка – Брест, Пекин – Москва, Пекин – Брест, Находка – Москва, Находка – Алма-Ата и Находка – Калининград.
Работа дочерних компаний, отметил Вадим Морозов, сыграла важную роль в том, что за последние годы существенно увеличилась скорость доставки контейнерных грузов по сети железных дорог.
Их создание стимулировало внедрение упрощенного порядка оформления документов, когда перевозка партии на одну станцию назначения и одному грузополучателю оформляется одной накладной.
Внедрение технологии управления перевозками на больших полигонах позволило повысить скорость движения контейнерных и маршрутизированных поездов до 1200 км в сутки.
Вадим Морозов назвал задачей на среднесрочную перспективу для «ТрансКонтейнера» и «Русской Тройки» формирование эффективного парка длиннобазных фитинговых платформ, увеличение количества контейнерных поездов, идущих по жестким «ниткам» графика.
Кроме того, этим компаниям предстоит модернизировать контейнерные терминалы в портах и на сети железных дорог.
«Не менее масштабные задачи стоят перед компанией «Рефсервис», которая должна создать совершенно новый стандарт рефрижераторных перевозок и повысить их эффективность», – добавил Вадим Морозов.
Он подчеркнул и тот факт, что ОАО «РЖД» предпринимает системные меры для кардинального изменения ситуации в сегменте железнодорожных перевозок автомобилей, где, несмотря на высокую востребованность услуги со стороны рынка, адекватной технологии перевозок не создано.
Совместно с компанией «Транс Групп АС» ОАО «РЖД» образовало специализированную компанию «РейлТрансАвто». Ее задачами являются организация регулярного линейного сервиса на основных направлениях перевозок автомобилей, обновление парка специализированных вагонов и создание сети специализированных терминалов.
«В соответствии с базовым сценарием развития данного дочернего общества к 2012 году оно должно занять до 70% рынка железнодорожных перевозок и до 25% от общего объема перевозок автомобилей в России», – отметил первый вице-президент ОАО «РЖД».
«РЖД» швартуется в портах
Вадим Морозов в ходе конференции подчеркнул, что в течение ряда лет ОАО «РЖД» направляет значительные средства в развитие подходов к развивающимся российским портам.
Миллиарды рублей вложены в развитие подходов к портам Балтийского моря (Усть-Луга, Высоцк, Санкт-Петербург), портам Новороссийск, Находка. Это позволило создать для грузовладельцев новые транспортные возможности и эффективные схемы доставки грузов.
Кроме того, решаются перспективные задачи по развитию подходов к строящимся и развивающимся портам Железный Рог, Ванино, Мурманск.
«Для дальнейшей оптимизации взаимодействия с портами ОАО «РЖД» приобрело 8,5% акций в ОАО «Компания «Усть-Луга» и получило в управление 16% акций порта Новороссийск. В дальнейшем мы прорабатываем возможности доведения участия ОАО «РЖД» в капитале этих портов до 25%», – отметил первый вице-президент компании.
Вадим Морозов подчеркнул, что ОАО «РЖД» налаживает партнерские отношения с портами не только в России, но и за рубежом.
«В качестве перспективного проекта мы прорабатываем возможность использования порта Раджин в КНДР для развития мультимодальных перевозок контейнеров», – напомнил он.
Александр Головизнин, заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга»:
– Для нашего порта взаимодействие с ОАО «РЖД» в сфере инфраструктурных проектов и по разработке сквозных тарифов интересно прежде всего в связи с железнодорожным паромным комплексом, который обеспечивает сообщение с российским портом Балтийск и в перспективе – с германским портом Мукран.
Понятно, что без участия ОАО «РЖД» этот проект не мог быть реализован. Необходимо учитывать и тот факт, что подавляющее большинство экспортных грузов идет в порты именно по железным дорогам. Рассчитываю, что по мере развития «дочек» РЖД мы получим возможность ускоренного вывоза контейнеров из портов по железным дорогам – сейчас они в значительной мере вывозятся автотранспортом. Мы очень рассчитываем, что доля железных дорог здесь будет расти: на наших расстояниях поезда гораздо эффективнее автотранспорта.
«Гудок» gudok.ru 21.02.07