27.11.07

Региональный аспект: внешнеторговая деятельность и таможня

Внешнеторговая деятельность Амурской области ориентирована в основном на Китай. Лес и пиломатериалы, лом и изделия из черных металлов, станки токарные и металлообрабатывающие – являются основными экспортными товарами.

Как показывает анализ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу грузового направления пункта пропуска «Благовещенск – Хэйхэ», импорт состоит в основном из потребительских товаров, которые в Амурской области не производятся. (Таблица).

Таким образом, из КНР импортируется в основном продукция с невысокой добавленной стоимостью, а экспортируется преимущественно сырьевая продукция, что свидетельствует о негативных тенденциях внешней торговли с КНР.

Вместе с тем опыт развития торговли показывает, что при организованном должным образом взаимодействии федеральных и властных региональных структур выигрывают обе стороны. Для области в современных условиях важнейшей является проблема стимулирования экономического роста. Приграничное сотрудничество с сопредельными территориями провинций Китая может создать условия для возникновения и функционирования потенциальных центров экономического развития, стимулировать развитие сельскохозяйственных районов области, которые по объективным причинам не могут эффективно саморазвиваться. Это, к примеру, Архаринский, Бурейский, Октябрьский, Завитинский, Мазановский, Ромненский, Тындинский, Шимановский и другие районы.

Экономическая необходимость такой поддержки объясняется тем, что экспортные  возможности у них ограничены, и самостоятельно выходить на внешний рынок, как правило, они не в состоянии. Однако есть что предложить иностранному партнёру.

Товарная структура импорта по ВЭД Амурской области эа 11 месяцев 2007 года

Наименование

Вес нетто (тонн)

Стоимость

(тыс. $ США)

Отчетный период

% от общего

Отчетный период

% от общего

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

54 849.9

21.5

31 398.6

10.3

Минеральные продукты

62 529.3

24.5

4 082.3

1.3

топливно-энергетические товары (энергоносители)

281.9

0.1

680.3

0.2

Продукция химической промышленности

2 915.4

1.1

5 387.7

1.8

Кожевенное сырье и изделия из него

26.6

0.0

208.5

0.1

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (лесоматериалы)

2 668.0

1.0

1 636.1

0.5

Текстиль, текстильные изделия и обувь

16 131.5

6.3

50 419.4

16.6

Металлы и изделия из них

26 173.2

10.2

23 355.3

7.7

Машины, оборудование и транспортные средства

60 792.4

23.8

174 057.1

57.2

Прочие товары

29 544.3

11.6

13 930.9

4.6

ИТОГО:

255 630.5

100.0

304 475.8

100.0

Импорт товаров, которые в принципе могли бы производить сами, но не производим ввиду нездорового состояния экономики, следует постоянно сокращать путем поддержки своих местных товаропроизводителей разносторонними организационными, финансовыми и другими мерами, обеспечивая постепенное импорто- замещение. Однако при этом необходимо поддерживать баланс товаров потребительского рынка, который должен быть насыщен товарной массой имеющей спрос у населения. И не удовлетворяемые пока отечественными предприятиями товарные позиции, будет правильно покрывать поставками из КНР. К примеру, импорт фруктов, особенно цитрусовых и тропических видов необходимо развивать и впредь.

Для привлечения инвестиций необходимо гораздо более активное использование таких экономических инструментов, как соглашения о разделе продукции. Прорабатывая вопрос о создании свободной экономической зоны округа Хэйхэ и г. Благовещенска.

Китайская сторона ограничивает проникновение российского капитала на свою территорию, отвергая на практике любые предложения по созданию у себя совместных предприятий. Вместе с тем, китайцы активно изучают вопросы по созданию совместных предприятий (СП) в Амурской области на основе китайского капитала, но на базе российского сырья и основных средств производства, настойчиво предлагают свою рабочую силу в неограниченных количествах. Как правило, китайская сторона отказывается от вывоза продукции СП в Китай, требуя ее реализации в РФ, а свою часть прибыли старается получить сырьем и сложным оборудованием.

Высокая и во многом необоснованная импортная зависимость России на таможенной территории Амурской области по отдельным видам товаров существенно снижает ее экономическую безопасность, все в большей степени вынуждена расплачиваться за него природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике. С экономической точки зрения, Китаю выгоднее использовать слабость российской экономики для осуществления намеченного курса по превращению России в сырьевой придаток экономики Китая. В противном случае, у него могут возникнуть трудности со сбытом своей продукции на внешнем рынке при наличии конкуренции со стороны РФ.

Преодоление негативных тенденций и устойчивое развитие экономического приграничного пространства Амурской области - это не только задачи исполнительных органов федеральных органов исполнительной власти.

Сейчас, когда  воздействие новой экономической политики государства становится на путь эффективности, для таможенных органов следует инициативно и оперативно решать вопросы совершенствования таможенных процедур, всемерно поддерживать внешнеторговую деятельность региона, не снижая действенной результативности таможенного контроля и обеспечения экономической безопасности государства.

Пресс-служба ФТС РФ; 26.11.07