Приемная ФТС России зафиксировала небывалый рост обращений граждан
Для большинства людей, не имеющих отношения к вопросам внешнеэкономической
деятельности, знакомство с таможней происходит в момент пересечения границы
и носит, как правило, мимолетный характер. Однако для тех, кто столкнулся с
необходимостью лично обратиться в ведомство, взаимодействие с Федеральной
таможенной службой зачастую начинается с Приемной ФТС России.
Основной массив работы Приемной ФТС - работа с письменными обращениями. Так,
за 2 квартал 2010 года в приемную поступило 3193 письменных обращения (из
них - 218 от иностранных граждан) - что значительно больше, чем в
предшествующем квартале (1313). Столь огромная разница объясняется большим
количеством проблемных вопросов, в том числе связанных с получением
международных почтовых отправлений, а также образованием Таможенного союза.
В частности, обращения за названный период преимущественно касались
следующих вопросов:
- внесение изменений в платежные поручения;
- таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений;
- разъяснение таможенных правил;
- правомерность начисления таможенных платежей;
- жалобы на действия и бездействие сотрудников таможенных органов;
- вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза.
С начала 2009 года обратиться с вопросом в ФТС России можно и с помощью
интернета. Электронная форма для заполнения находится на сайте ФТС России в
разделе "Приемная ФТС России". Электронное обращение регистрируется
аналогично письменному - в течение 3-х дней, уведомление о регистрации
отправляется на электронный адрес, указанный заявителем. Однако сам ответ
заявители получают по традиционной почте, он высылается на указанный в
обращении почтовый адрес. Срок рассмотрения обращений и направления ответа -
30 дней.
Стоит отметить одну явную тенденцию: в электронной форме граждане обращаются
в ФТС России все чаще. В 2009 году поступило 1010 электронных обращений, а
только за полгода 2010 года поступило 1956 обращений. Причем приходят они со
всех регионов нашей страны - от Дальнего Востока до Калининграда. Среди
наиболее популярных вопросов, которые волнуют интернет-заявителей в
последние месяцы - проблемы с международными почтовыми отправлениями,
особенности оформления автомобилей и личных вещей, например, при переезде на
ПМЖ, жалобы на действие и бездействие таможенных органов.
Помимо обращений в письменной и электронной форме, Приемная ФТС России ведет
личный прием граждан, а также организует личный прием должностными лицами
ФТС России (по графику). Во 2 квартале 2010 года в Приемную ФТС России
обратились 204 человека, из которых 15 - иностранные граждане.
Вопросы,
поставленные гражданами на личном приеме, в основном касались:
- разъяснений таможенных правил оформления личного автотранспорта, включая
вопросы временного ввоза/вывоза, уплаты таможенных платежей на депозит
таможенных органов, освобождения от уплаты пошлин и налогов;
- перемещения через таможенную границу иностранной и российской наличной и
безналичной валюты;
- ввоза и вывоза культурных ценностей, предметов старины, орденов, медалей;
- трудоустройства и выдачи различных справок;
- жалоб на действия или бездействие должностных лиц таможенных органов.
Еще одно направление работы Приемной ФТС России - телефонная справочная,
которая предоставляет информацию по вопросам общего характера, а также по
документам, направленным в ФТС России. Только за первое полугодие 2010 года
поступило и обработано 22377 телефонных звонков.
Круг лиц, которые обращаются в Приемную ФТС России, довольно широк: это
частные предприниматели, пенсионеры, военнослужащие, граждане,
переселяющиеся на ПМЖ в Российскую Федерацию из стран СНГ, лица,
пересекающие таможенную границу по личным делам, а также сами должностные
лица таможенных органов.
Кстати, в июле 2010 г. общественная Приемная ФТС России отмечает небольшой
юбилей - вот уже 5 лет коллектив подразделения (всего 8 сотрудников)
помогает гражданам находить информацию о всевозможных вопросах, связанных с
работой таможенных органов. Общественная приемная как таковая была создана
еще в 1998 году, однако в тот момент это был лишь небольшой отдел по работе
с гражданами. В нынешнем виде Отдел организации работы с гражданами
(Приемная ФТС России) был образован приказом ? 460 от 19 мая 2005 года и
начал свою работу 22 июля 2005 г.
"Хочу подчеркнуть, что Приемная ФТС России не дает комментариев, не проводит
юридических консультаций, а лишь помогает разобраться в ситуации или
перенаправляет ваш вопрос в компетентное подразделение, - отмечает начальник
отдела организации работы с гражданами (Приемной ФТС России) Илья Беляев. -
Вместе с тем главными принципами нашей работы остаются информационная
открытость для широкого круга лиц и искреннее желание помочь обратившимся
гражданам, а также индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Наши
сограждане нередко сталкиваются с бюрократической системой в ее худших
проявлениях, и мы стремимся искоренить эту тенденцию. Ведь это
государственная система создана для граждан, а не наоборот".
Пресс-служба ФТС РФ 26.07.10