18.04.22

Порты перестраивают цепочки

Как товары попадут в Россию после отказа ЕС принимать отечественные суда.

Производители продуктов питания опасаются контрсанкций. Как пишет “Ъ”, в крупнейших компаниях считают, что российские власти намерены запретить въезд в страну всем европейским грузоперевозчикам. По мнению участников продовольственного рынка, так правительство может ответить на транспортные ограничения Брюсселя. Эта мера приведет к полному прекращению торговли между Россией и странами Евросоюза, отмечают в отраслевых ассоциациях. Участники рынка обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не допустить такого сценария. Ранее ЕС закрыл дороги и морские пути для российских перевозчиков. С 17 апреля принимать отечественные суда прекратили порты Италии, Болгарии, Бельгии, Латвии, Литвы и других стран. Как теперь европейские товары будут попадать в Россию? Разбирался Григорий Колганов.

Грузового сообщения между Россией и Евросоюзом сейчас практически нет, говорят собеседники “Ъ FM”. Отечественные перевозчики — ни по суше, ни по морю — в ЕС попасть не могут. А европейские компании заходить в российские порты и заезжать на наши дороги не хотят, а потому поднимают стоимость услуг чуть ли не в два раза.

В итоге критически снижаются объемы поставок даже тех товаров, за которыми в Евросоюз формально все еще могут заезжать транспортные компании из России — это продукты, лекарственные препараты и сельхозпродукция.

Найти альтернативу европейскому импорту в других странах можно, в том числе в Египте и Марокко. Но вот доставить оттуда грузы очень сложно. Раньше с этой задачей справлялись морские грузоперевозчики. Но тогда им были доступны порты Евросоюза для дозаправки, а теперь нет.

И это большая разница, говорит председатель совета директоров компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим: «Наши суда на северо-западе небольшие, и у них может не хватить запаса хода, чтобы дойти до Египта, например, то есть им нужна бункеровка где-то в районе Гибралтара.

Выход — развивать свои бункеровочные базы. Условно говоря, стоит танкер или корабль ВМС и обеспечивает заправку судов».

Правда, в общем грузообороте России с другими странами большинство товаров перевозит иностранный флот — на отечественные компании приходится меньше десятой части рынка. Все дело в том, что российские судовладельцы и раньше старались зарегистрировать корабли в «нейтральных юрисдикциях», — то есть в наименее зависимых от политической конъюктуры. А сейчас, по словам участников рынка, эта тенденция будет ощущаться еще сильнее.

Тем же перевозчикам, которые прописку менять не собираются, придется срочно перестраивать маршруты. С этой задачей они уже справляются, но в их планы могут вмешаться западные страны, отмечает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Уже с первых чисел марта мы отрезаны от Латинской Америки через европейские порты перегрузки. Контейнерные грузы не идут, но их можно отправлять еще через Турцию.

Даже есть логистические маршруты — отправляем сначала в Китай, а уже из Китая через Владивосток или по железной дороге эти грузы поступают в Россию. Однако мы не знаем, какая будет риторика, насколько далеко и Европа, и Америка пойдут в ужесточении и конфронтации позиции с Россией, возможно, какие-то порты закроют».

Новых ограничений опасаются и отечественные производители пищевой продукции, но только уже со стороны российских властей. Участники рынка полагают, что в ответ на европейские санкции, Москва может запретить транспортным компаниям из ЕС ввозить любые грузы, а это означает полную торговую блокаду.

С просьбой не допустить такого сценария к премьер-министру Михаилу Мишустину обратились крупнейшие отраслевые ассоциации. Найти замену европейскому импорту сейчас очень сложно, говорит исполнительный директор Масложирового союза России, подписавшегося под обращением, Михаил Мальцев: «Главное — сохранить товаропоток между Европой и Россией, когда европейский транспорт доезжает до границы с Белоруссией, а дальше перегружается на наш автотранспорт и едет дальше внутри России.

Есть потребность в некоторых ингредиентах, мы сегодня переориентируемся на другие рынки, но все равно старые логистические связи остаются, необходимо обеспечить возможность их сохранения.

Оборудование у нас в основном все европейского происхождения, поэтому с точки зрения запчастей здесь достаточно высокая зависимость».

Но, на всякий случай, производители все же подыскивают альтернативы. Хотя это непросто — 60% импорта ингредиентов и пищевой продукции приходится на страны ЕС. Они же ввозят в Россию треть всех иностранных товаров. И если из-за санкционной перестрелки они пропадут с отечественного рынка, на их замену уйдет не один год.

Коммерсантъ FM