Порт Приморск подключат к инфраструктуре
РЖД может модернизировать ветку Выборг — Ермилово до 2025 года.
Как стало известно “Ъ”, ОАО РЖД может направить средства на развитие железнодорожной ветки Выборг — Приморск — Ермилово в Ленинградской области до 2025 года. Это даст возможность перевозить 34 млн тонн грузов в год (седьмая часть всего грузооборота портов Балтики) в строящийся «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (Приморский УПК, по 26% принадлежит бизнесменам Илье Траберу и Рамису Дебердееву). В перспективе новый портовый комплекс, который введут в 2022 году, может переваливать до 70 млн тонн в год ежегодно, что составляет 20% всего грузооборота портов Балтики. Кроме железной дороги, сам Приморский УПК готов построить четырехполосную автодорогу до портового комплекса от федеральной трассы «Скандинавия».
В мае получены технические условия РЖД на примыкание путей общего пользования Приморского УПК к существующим станциям Приморск и Ермилово, говорится в сообщении портового комплекса по итогам совещания с вице-премьером РФ Максимом Акимовым. Речь идет о строительстве вторых железнодорожных путей и электрификации участка Выборг — Приморск — Ермилово, уточнили в компании. Правительство РФ уже выделяло на этот проект 5,7 млрд рублей в 2012 году, еще 0,4 млрд рублей готово было инвестировать ОАО «РЖД».
Однако вложение средств в развитие ветки Выборг — Приморск — Ермилово откладывалось. Представители перевозчика мотивировали это затягиванием сроков строительства другой линии, Лосево — Каменногорск, куда предполагалось вынести грузовое сообщение с магистрали из Петербурга в Хельсинки, по которой курсируют скоростные поезда «Аллегро». Сейчас эта линия достраивается, планируемый ввод в эксплуатацию — 2019 год (см. “Ъ” от 06.08.2018).
В августе 2018 года правительство РФ разрешило ОАО «РЖД» использовать 6,1 млрд рублей, выделенные на строительство вторых путей и электрификацию линии Выборг — Приморск — Ермилово, на проект реконструкции железной дороги к портам на юге России.
В Минтрансе переадресовали вопросы “Ъ” об источниках и объемах финансирования в РЖД, там отказались от комментариев. В аппарате вице-премьера Акимова на запрос “Ъ” не ответили.
В последние три года правительство взяло курс на переориентацию внешнеторговых грузов из морских портов Прибалтики в морские порты РФ. Грузооборот российских портов Балтийского бассейна по итогам 2018 года составил 246 млн тонн, в первом квартале 2019 года отмечается рост на 5% к аналогичному показателю прошлого год. За январь — апрель в порту Приморск прирост составил 4,7% (18,9 млн тонн). Ожидается, что после модернизации инфраструктуры прирост перевалки Балтийского бассейна составит 53,8 млн тонн (плюс 15% к существующим мощностям) и достигнет почти 415 млн тонн, заявляли ранее в Минтрансе. В то же время, отмечают в министерстве, в случае реализации частными инвесторами деклараций о намерениях возможен форсированный сценарий увеличения портовых мощностей на Балтике — прирост на 117,5 млн тонн (плюс 32,5% к нынешнему уровню), что даст общий объем портовых мощностей в бассейне на уровне 478,9 млн тонн.
По данным информационно-аналитического агентства Infoline, основными операторами, осуществляющими экспортные перевозки в направлении портов Высоцк, Приморск и Выборг, являются «Восток1520» (преимущественно перевозки угля в порт Высоцк), «ЛУКОЙЛ-Транс» (перевозки светлых нефтепродуктов в порт Высоцк), «Балттранссервис» (перевозки темных нефтепродуктов в порт Высоцк), СУЭК (экспорт угля в Финляндию через Выборг), «Уралхим-Транс» (экспорт удобрений через Выборг), через погранпереходы в Финляндию едут лесные грузы «ЮПМ-Кюммене» (оператор UPM), «Стура Транспорт» (оператор Stora Enso), Nurminen Logistics, «Евросиб». Ранее генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров говорил “Ъ”, что для подключения к железнодорожной сети порта Приморск потребуется также построить около 6 км железнодорожных путей от станции Ермилово. В Приморском УПК заявили, что планируют инвестировать в строительство сортировочной станции и путей примыкания к ней, не уточнив финансовые детали.
«В высокой степени готовности находится согласование проекта строительства скоростной четырехполосной автомобильной дороги, рассчитанной прежде всего на беспрепятственное движение большегрузного транспорта от федеральной трассы "Скандинавия" до Приморского УПК»,— говорят в компании, подчеркивая, что готовы финансировать строительство трассы протяженностью около 40 км, не уточняя объем вложений. В ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад"» сообщили, что не получали от инвестора заявку на технические условия для подключения дороги от «Скандинавии», информации о проекте у ведомства нет.
ООО «Приморский УПК» зарегистрировано в 2015 году. Кроме господ Дебердеева и Трабера, по 16% в компании владеют Артем Бегун, Владимир Даниленко и Сергей Пупко.
Соглашение о создании глубоководного портового терминала «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» было подписано между правительством Ленинградской области и компанией в феврале 2019 года. Инвестиции в проект оцениваются в размере 90,6 млрд рублей (в эту сумму включено и строительство автодороги, говорят в компании). Ввод портовых мощностей Приморского УПК в эксплуатацию планируется осуществить в 2022 году (грузопоток по железной дороге к этому моменту, по оценкам компании, составит 26 млн тонн). Проектная мощность портового комплекса — до 70 млн тонн в год. Основные виды грузов, которые планируется обрабатывать в порту — уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы, зерно.