29.11.07

Поезда упираются в моря

Сотни вагонов простаивают у причалов в ожидании выгрузки сразу на нескольких магистралях

Ждущие выгрузки вагоны добавили железнодорожникам головной боли

Недостаток транспортных судов, неразвитая подъездная инфраструктура и штормовая погода вызвали заторы на Дальневосточной, Калининградской и Северо-Кавказской железных дорогах.

На ДВЖД, по данным главного инженера дороги Владимира Крапивного, к 26 ноября оказались «брошенными» 55 поездов. Немалая часть из них – составы с углем, следующие на припортовую станцию Находка-Восточная. Вагоны простаивают в ожидании выгрузки из-за неподхода судов. Дорога была вынуждена ввести конвенцию на прием якутского угля по Беркакитскому узлу в адрес порта Восточный.

Около 400 цистерн скопилось в ожидании выгрузки только у станции Блюхер ДВЖД, расположенной у порта Славянка на юге Приморского края. Как сообщил первый заместитель начальника Владивостокского отделения ДВЖД Евгений Андриянов, уже неделю грузополучатели не выгружают дизельное топливо и мазут – не подошли нефтеналивные суда и нет свободных емкостей для хранения нефтепродуктов.

При этом затор на подходах к станции Блюхер – уже не первый в текущем году. С 2006 года, после реконструкции нефтебазы, здесь наращиваются объемы перевозок нефтепродуктов. В то же время, как рассказали в службе перевозок ДВЖД, перерабатывающая способность терминала ограничена – возможности нефтеналивного комплекса, принадлежащего ЗАО «Востокбункер», не рассчитаны под возросший грузопоток.

Недавно холдинг «Группа «Транзит-ДВ», в который входит ЗАО «Востокбункер», подготовил проект развития порта Славянка. Он предполагает модернизацию нефтеналивного терминала, который имеет все условия для дальнейшего развития, поскольку находится вне городской черты. В перспективе предусмотрено создание на его базе нефтехимического производства с целью поставки продуктов на экспорт.

В проект развития порта и прилегающей к нему транспортной инфраструктуры было решено включить прокладку второго пути подъездной к порту железнодорожной линии Бамбурово – Блюхер и расширение парка припортовой станции. Еще несколько лет назад этот однопутный участок Дальневосточной магистрали считался малодеятельным. Со временем он может сдерживать рост грузоперевозок на данном направлении.

«Если будет постоянный гарантированный грузопоток, мы будем развивать станцию Блюхер и подходы к ней», – отметили в службе перевозок ДВЖД.

Если линия Бамбурово – Блюхер еще справляется с грузопотоком, то однопутный участок Калининград – Балтийск, ведущий к Калининградскому морскому порту, крайне перегружен.

По данным начальника диспетчерского центра Калининградской железной дороги Максима Тарова, на балтийском направлении магистрали к 27 ноября простаивали 500 вагонов с нефтепродуктами.

При этом, как отмечают в службе перевозок КЖД, грузопоток из России и стран СНГ в калининградском направлении в ближайшее время будет возрастать, так как грузовладельцы до конца года стараются выполнить все экспортные поставки по заключенным контрактам. Это грозит дороге увеличением числа «брошенных» поездов.

Дополнительную сложность создают сильные шторма, которые характерны для региона в это время года, – морской судоходный канал часто закрывают для входа танкеров и других судов. Поэтому уже сегодня на КЖД приняты экстренные меры: на усиленный режим перешли все технические службы магистрали, организовано дежурство аварийных и снегоочистительных бригад, отменено проведение «окон» на грузонапряженных участках дороги. Такая организация работы будет сохранена до конца года.

Неблагоприятные погодные условия приостановили работу и Новороссийского порта. По словам заместителя начальника логистической группы Северо-Кавказской магистрали Виктора Колесникова, на подъездах к порту стоит шесть «брошенных» поездов с черным металлом и четыре – с дизельным топливом.

Из-за начавшихся дождей осложнена выгрузка по прямому варианту (вагон – борт судна). В результате вместо обычных 700 – 800 вагонов среднесуточная выгрузка не превышает 500 – 600 вагонов.

Не лучше ситуация и в Туапсе. По словам заместителя начальника станции по оперативной работе Алексея Полякова, из-за штормовой погоды здесь часто прекращается работа порта и прилегающей к нему нефтебазы. Есть проблемы и в других портах Кавказа. По словам заместителя начальника логистического центра СКЖД Романа Бабкина, сейчас недостаточно нефти поставляется в адрес Ейского порта – сюда ежесуточно приходят всего 200 цистерн вместо обычных 500. Кроме того, из-за опоздания на восемь суток танкера в адрес нефтебазы Грушевая скопилось шесть «брошенных» поездов.

Забастовка докеров в Санкт-Петербургском морском торговом порту (СПМТП) могла вызвать затор и на Октябрьской железной дороге. Но, как рассказал начальник отдела грузовой работы службы перевозок ОЖД Александр Силаев, большого накопления ожидающих выгрузки вагонов не произошло. Магистраль с началом забастовки ввела 50-процентное ограничение погрузки черных металлов в адрес СПМТП, а на цветные металлы, каменный уголь и удобрения – полный запрет. Конвенция помогла избежать массового скопления грузов, но привела к потерям доходов в размере 38 млн руб. Из-за прекращения обработки судов произошел сбой в выгрузке прибывшего импорта: зерна, продовольствия, шрота и глинозема. Порожние вагоны простаивали на станционных путях. По оценкам службы перевозок ОЖД, вследствие трехдневной забастовки дорога потеряла 25 млн ткм брутто грузооборота. По мнению начальника отдела экономического анализа и нормирования службы перевозок ОЖД Юрия Иванова, магистраль еще может наверстать упущенное. Но это произойдет только в том случае, если грузы в адрес морского порта начнут поступать в полных объемах.

«Гудок», 29.11.2007