26.11.07

Первенство по спортивной логистике

Опытные логисты нужны практически в любой сфере бизнеса. По мере осознания этого факта растет спрос на услуги логистических компаний, а те, в свою очередь, ощущают дефицит кадров.

От снабженца до логиста

Еще 12-15 лет назад о профессиональных логистах никто не слышал. Впрочем, тогда и бизнеса как такового еще не существовало. Все тонкости профессии приходилось осваивать в процессе работы, приобретая практические навыки буквально на ходу и изучая опыт западных коллег. Впрочем, старожилы некоторых логистических компаний, успешно работающих сейчас на российском рынке, имеют бесценный опыт организации транспортных перевозок еще с советских времен. Но бизнес как таковой стал развиваться благодаря крупным западным корпорациям, которые в силу специфики своей деятельности сталкивались с необходимостью доставки всевозможных грузов. Тогда же на рынке стали появляться такие всемирно известные компании, специализирующиеся на экспресс-доставке, как TNT, DHL, UPS и другие, которые прежде работали на российском рынке через агентов. Таким образом, спрос на специалистов в области логистики наблюдается как со стороны компаний, предоставляющих логистические услуги, так и со стороны самых разных производственных компаний, имеющих в своей структуре департаменты логистики. В последнее время, по мнению Павла Черногора, рекрутера петербургского офиса компании AVANTA Personnel, основной спрос на профессионалов в этой области формируется не логистическими, а именно производственными компаниями. "Сегодня специфика рынка в части подбора персонала заключается в недостатке квалифицированных специалистов в области логистики. Учитывая общие тенденции развития экономики нашей страны, характеризующиеся растущей инвестиционной активностью международных компаний и сопутствующим открытием все большего количества иностранных заводов, в частности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в последнее время существенно возросла потребность в специалистах по производственной логистике",-- полагает Павел Черногор. Впрочем, компаний, предоставляющих услуги в сфере логистики, становится с каждым годом все больше. По мнению некоторых экспертов, выход на рынок новых организаций происходит за счет того, что многие торговые, производственные, дистрибуторские компании и компании сферы FMCG (товаров массового спроса) постепенно стали выделять свои логистические подразделения в самостоятельные структуры. Они начинают предоставлять услуги в области логистики не только материнской компании, но и внешним заказчикам. К тому же, по словам Бэлы Дзасоховой, руководителя департамента FMCG, Retail & Logistics консалтинговой компании Cornerstone, региональный спрос на логистические центры удовлетворен лишь на 50%: "Многие компании сейчас активно развивают собственное производство и дистрибуцию в регионах, и логистические провайдеры не всегда могут в полной мере удовлетворить потребности растущего бизнеса. Поэтому FMCG-компании вынуждены не только сотрудничать с местными операторами, но и организовывать собственные транспортную службу и складские центры".

По мнению Маргариты Удовенко, руководителя группы подбора персонала кадрового центра "Юнити", емкость рынка растет, поскольку многие отечественные компании пришли к выводу, что логистику нужно отдавать на аутсорсинг. "За последние два года число операторских компаний, которые готовы предоставлять весь спектр логистических услуг, существенно возросло -- соответственно, усилилась и конкуренция на рынке",-- поясняет Маргарита Удовенко. Усиление конкуренции не могло не сказаться на кадрах: грамотных специалистов на российском рынке труда было и так не слишком много, а теперь спрос на них уже многократно превышает предложение.

От каждого по возможностям

В сложившейся ситуации самым желанным приобретением для логистических компаний становятся набившие руку и познавшие всю специфику профессии сотрудники. В большинстве случаев компании-работодатели ориентируются на специалистов с опытом работы не менее трех лет, но иногда готовы рассматривать кандидатов с опытом работы от одного года.

Учитывая особенности деятельности, обычно к числу обязательных требований работодатель относит знание иностранного языка. Кроме того, по мнению Бэлы Дзасоховой, повышается значимость знаний и навыков применения финансовых и IT-технологий в связи с активной автоматизацией, проходящей в сфере логистики. "Логистика перестает быть узкой областью, а специалисты этой отрасли становятся стратегическими единицами компании",-- добавляет она.

К разряду таких дефицитных специалистов консультанты по подбору персонала относят в первую очередь сейлзов -- специалистов, продающих услуги компании. К самым востребованным в логистике относятся также специалисты по закупкам, в области планирования поставок, по складскому хозяйству, по таможенной очистке, менеджеры по перевозкам (особенно это относится к авиаперевозкам). Сами же компании-работодатели отмечают дефицит по всем направлениям деятельности. Так, по словам Елены Арефьевой, директора по персоналу группы компаний Armadillo, во всех логистических компаниях остро стоит проблема подбора персонала на рабочие специальности -- экспедиторов, водителей, диспетчеров и пр. И это связано в первую очередь с высокой востребованностью такого персонала на рынке труда.

Маргарита Удовенко: "Специалисты по продажам -- это универсальные сотрудники, так как в их обязанности входит не просто привлечь клиента, но и предложить ему оптимальное решение задач. К умению мыслить стратегически сразу прибавляется знание маршрутов, расчетов, транспортировки и складирования. Одновременно эти люди носители не только знаний, но и клиентской базы, спрос на них сейчас огромный!"

Евгения Ольховенко, консультант направления "Логистика" кадрового холдинга АНКОР: "Менеджер по продажам -- самая востребованная и самая сложная позиция для хедхантеров. Продать услугу гораздо сложнее, чем реальный товар. На обработку одного клиента нередко уходит до полугода. Опытных специалистов очень мало -- компании их удерживают и платят им большие бонусы". Как отмечают консультанты, доход такого логиста, как правило, формируется из фиксированной и бонусной частей и может достигать $6-8 тыс. в месяц.

Петр Пронкин, руководитель группы индустриальных продаж и логистики московского офиса AVANTA Personnel: "Самые проблемные позиции -- это специалисты в области таможенного оформления с хорошим знанием английского языка. В силу специфики данного направления немногие специалисты свободно владеют английским языком, помимо этого такие специалисты трудно приживаются в корпоративной культуре крупных западных компаний".

Большим спросом также пользуются руководители подразделений. По словам Маргариты Удовенко, наиболее востребованы специалисты с опытом start-up крупных складских комплексов и руководители служб транспортной логистики, также имеющие опыт создания компании с нуля. Уровень заработных плат самых востребованных руководителей сравним с уровнем дохода сейлзов, но может достигать и $10-15 тыс. в месяц. Уговорить же такого человека перейти в конкурирующую фирму невероятно тяжело.

По мнению Сергея Фалина, генерального директора компании "Сток-Транс-Сервис", в кадровой войне, которая наблюдается в настоящее время, преимущество имеет тот, кто готов больше платить. Однако немногие работодатели идут на поводу у кандидатов. Например, в компании НЭК нам заявили, что спокойно относятся к уходу сотрудников, которых переманивают конкуренты. "И мы точно так же переманиваем специалистов -- у нас свободная конкуренция. Своих стараемся удерживать, но не разовыми акциями, такими как повышение оклада. В конце концов, мы специализируемся на таких проектах, за которые другая компания в силу объективных причин просто не возьмется. Не факт, что та компания предложит этому человеку такие же возможности и обеспечит такими же проектами. Так что мы не очень-то боимся",-- поясняет менеджер по рекламе компании НЭК Михаил Трубецкой.

А проекты у компаний бывают такие, что на их подготовку может уйти от месяца до полугода, а над их реализацией трудятся все подразделения компании. И, по словам Ирины Сивковой, управляющего директора компании "Европа-Ллойд специальный транспорт" (в частности, осуществлявшей перевозку в Троице-Сергиеву лавру двух колоколов массой 27 т и 34 т), только слаженность их действий и полное взаимопонимание могут обеспечить успех всему проекту. "В первую очередь специалисты компании оценивают особенности характеристик груза и определяют оптимальные способы его доставки. Далее инженерная служба компании начинают разработку оптимальных маршрутов для доставки груза. На следующем этапе сотрудники отдела согласования получают все необходимые разрешения: у дорожных служб, собственников и балансодержателей автодорог и прилегающих коммуникаций и др. Иногда для осуществления одной перевозки требуется получить до 30-40 согласований с различными инстанциями. Немаловажным этапом является проведение командой механиков системных технических работ по проверке и поддержанию в рабочем состоянии специального транспорта. Только такой подход может обеспечить своевременную и безаварийную доставку негабаритного груза",-- поясняет Ирина Сивкова.

Если представить, что любая логистическая компания фактически состоит из двух глобальных подразделений (первое занимается продажами и продвижением услуг, второе -- обслуживанием клиентов), можно понять, что в логистике чуть ли не каждый сотрудник вынужден по роду своей деятельности разделять ответственность со своим работодателем. Поэтому у компаний часто есть особые пожелания к кандидатам. Например, среди требований компании DHL к нанимаемым специалистам можно обнаружить не только упоминание о законченном высшем образовании, но и превосходные навыки общения, а также умение работать под давлением и дипломатично разрешать конфликтные ситуации.

Логистические выводы

Вузов, где готовят дипломированных логистов, совсем немного, а их выпускники не удовлетворяют все потребности рынка. К тому же, по мнению руководителей некоторых логистических компаний, специалистами этих выпускников можно назвать с большой натяжкой. Сложность заключается еще и в том, что по ряду направлений логистики их не готовят вовсе.

Сергей Фалин: "Для логистических компаний, которые предоставляют услуги по организации доставки грузов различными видами транспорта, специалистов готовят ведомственные вузы: например, для авиационных перевозок это МГТУ ГА, для автоперевозок -- МАДИ, для железнодорожных -- МГУПС. Но если компания занимается сразу несколькими видами транспортных перевозок, так называемыми интермодальными или мультимодальными, она нуждается в многопрофильных специалистах, знающих стыковочные узлы. Таких специалистов не готовит ни один вуз".

Активное развитие рынка логистических услуг ставит компании перед необходимостью восполнять кадровый дефицит своими силами. Многие видят решение проблемы в системе наставничества или разрабатывают для новичков собственные обучающие программы. К тому же приглашать в качестве сотрудников дипломированных специалистов в сфере логистики из Высшей школы экономики, с профильных факультетов ГУУ или РЭА имени Плеханова могут себе позволить очень немногие компании. Сергей Фалин: "Запросы молодых людей часто неадекватны их уровню, они очень сильно завышают планку, требуя средний стартовый уровень от 45 тыс. рублей. С точки зрения профпригодности они не соответствуют этим деньгам".

Поэтому компании часто приглашают для участия в своих проектах студентов последних курсов, рассчитывая, что в дальнейшем они продолжат сотрудничество. По словам Михаила Трубецкого, для студента это полезный опыт, для компании -- конкретная работа: "Примерно 90% остаются у нас работать, за их счет и расширяем свой штат. Еще год у наших старожилов уйдет на то, чтобы сделать из молодежи специалистов, но мы очень такой обмен опытом приветствуем, поскольку сами когда-то начинали с нуля".

Впрочем, далеко не все работодатели разделяют опасения относительно дефицита квалифицированных логистов. Так, по мнению Ольги Богомоловой, гендиректора экспедиционно-складского комплекса "Московские учебники и картолитография", лишь в очень немногих компаниях есть осознание того, какие преимущества дает грамотная логистика. "Но в будущем,-- считает Ольга Богомолова,-- эти специалисты будут невероятно востребованы. Человек, который получил хорошее образование в логистике, будет полезен в любом отделе любой компании, потому что будет смотреть на те же продажи или организацию закупок с точки зрения оптимизации затратной части. Другой вопрос, что в подавляющем большинстве российских компаний это не всегда нужно руководству".

Журнал «Деньги» № 46(652) от 26.11.2007