12.04.11

Перегонщики на границе: «До июля туристам в Литву советуем ездить на автобусах и поездах!»

В очередях стоят и страдают и дальнобойщики, и бизнесмены, и туристы… Кто виноват? Что делать? И когда, в конце концов, это закончится?! Ра

збираться мы отправились на границу.

ДАЛЬНОБОЙЩИКИ ЖАЛУЮТСЯ, ЧТО ПРИХОДИТСЯ МУСОРИТЬ

Утро понедельника - обычно самое спокойное на границе время. Туристы проехали на выходных, те, кто трудится за рубежом - уже на рабочих местах, дальнобойщики грузятся или выезжают… Но только не в последние месяцы. Когда утром в понедельник мы подъехали к границе, очередь из фур начиналась за 16 км от погранперехода. Рядком вдоль дороги выстроилась бизнес-география Европы: номера чешские, литовские, польские, российские, белорусские, молдавские, украинские… Через окна кабин видны телевизоры, торчат спутниковые антенны. Водители сидят по кабинам, спят, едят, курят, общаются.

С журналистами дальнобойщики говорили охотно. Забавно, как в таких во всех смыслах пограничных ситуациях проявляются национальные черты:

- Ни одной мусорки, ни одного туалета! А потом говорят, что мы, водители, не культурные! А как тут быть культурным?! - возмущается литовский водитель.

Дальнобойщик-россиянин ругается, иногда матом, хотя в моем присутствии мужчина явно сдерживается. Олег едет из России в Россию, то есть гонит фуру из Москвы или Питера в Калининград, через Беларусь и Литву. На тот момент машина Олега была одной из последних.

- Я за последние три часа проехал метров десять! Впереди - еще почти 16 км, и это значит, что стоять мне примерно трое суток, - говорит Олег.

Вообще-то фур на границе не должно быть ТАК много. Но ведь закон подлости - дело международное. Сейчас стало больше товаров и фур, рынок, по мнению дальнобойщиков, начинает оживать после кризиса, и переходов для них стало меньше.

- Для фур закрыли переход в Котловке, паводок у вас! - говорит Олег. Оказывается, из-за половодья там можно проезжать только легковым машинам и тем грузовикам, у которых нагрузка на ось не больше 8 тонн. Для остальных есть один вариант - переход Каменный лог - Мядининкай.

Традиционно, водители жалуются и на работу пограничников.

- Хотя у меня к белорусам претензий особых нет. Даже взяток не берут, так и напишите! А вот с литовцами вопросы… Медленно работают, - говорит Олег. - Пусть бы литовские власти их… перетряхнули, как ваш Батька! На литовско-российской границе ведь тоже очереди стоят! Я не понимаю, это же транзит, их же деньги.

Очередь растянулась на километры, кафе неподалеку от границы только одно (причем его открыли не так давно), там же - заправка, туалеты, магазин. Дальнобойщики обычно возят с собой плитку, чтобы можно было приготовить еду, но часто питаются в кафе и ссобойками из магазинов. В единственной кафешке - мужское царство. Перегонщики берут первое-второе-третье и компот, тихо переговариваются о том, как вчера таки выпили, об очередях на прошлой неделе и о том, что еще тут стоять и стоять…

- Нормальной еды с собой не напасешься. Едешь по Беларуси, купить колбасу, хлеб, рассчитываешь, что на границе простоишь сутки. Потом все выкидываешь. Возишь плитку, так что, еще и холодильник? Отсюда все профессиональные болезни, а что вы думаете? У меня, тьфу-тьфу, геморроя нет. Только язва. А у многих - все в наличии. Я понимаю, если нормальная обстановка, больше ничего и не надо. Но если у вас очередь на 16 км, так уж сделайте что-нибудь!!! - возмущается дальнобойщик-россиянин.

Баки для мусора вдоль дорог стоят, они хоть и забиты под завязку, но мусора на обочинах немного. С литовской стороны есть биотуалет. Зато обочины дороги покрыты слоем мусора - пакеты, бутылки, упаковки от еды. Сначала хочется обвинить во всем водителей, но потом оглядываешься и понимаешь, что мусорных контейнеров поблизости просто нет. А вот очередь - есть, причем больше, чем с белорусской стороны.

Фуры со «скоропортом», то есть молочными продуктами, рыбой, цветами, и машины с опасным грузом водители пропускают вперед. Но грузовиков так много, что и они в результате иногда выстраиваются своей, отдельной очередью ближе к границе.

КОЛИЧЕСТВО ТАМОЖЕННИКОВ И ПОГРАНИЧНИКОВ В ЧАСЫ ПИК УВЕЛИЧИВАЮТ

На границе выясняется еще одна причина очередей. Некоторые грузовики, в принципе, могли бы ехать и через Польшу, но на той границе ввели ограничение на бензин: не больше 600 литров в бензобаке. И поляки, под завязку наполнив бак (а чаще всего и запасной), тоже едут через границу с Литвой.

Иду к водителю-поляку, чтобы переспросить о бензине и очередях, но грузный заросший мужчина только улыбается, щурится и отмалчивается.

- Не знаю, почему очередь. Наверное, бизнеса больше стало! А что делать, тоже знаю. Бензин не везу, не-е-е-е, только для себя, - и побыстрее скрывается в кабине.

Водитель-украинец из Чернигова уже прошел пограничный и таможенный досмотр и ждал, пока литовская сторона примет очередную партию фур.

- Чистой дороги от Чернигова до Вильнюса - десять часов. А я в пути уже трое суток, и осталось еще 4 - 5 часов. С Нового года такая ситуация постоянно: проехал семь часов по Беларуси, а потом застрял на сутки-двое на границе. Доезжаю до Вильнюса, выгрузка-загрузка, поспал, обратно проехал полчаса, и опять двое суток на границе. А нам, между прочим, стояние сутками в очереди не оплачивают! - пожаловался дальнобойщик.

Этот хитрый украинец видел, как я общаюсь с пограничниками и таможенниками, и был максимально политкорректен:

- Да все нормально работают, ну, ситуация сейчас такая, что ж поделать, - философствовал он, улыбаясь куда-то в сторону Литвы. - Знаете, сколько там проверок? Паспортный контроль, фитосанитарный контроль, уведомление в таможню на груз, транспортная инспекция… На границе Беларуси с Латвией, например, очередь быстрее идет, потому что там фур меньше. На белорусско-украинской границе таможенники украинские похуже работают. Если бы там такая очередь была, как здесь, это было бы на 5 суток!

На полосах для грузовых машин выстроились в ряд несколько фур, они ждали только отмашки от белорусского таможенника. А таможенник ждал сообщения от литовцев, что они готовы принять машины. Как только разрешение пришло, он дал сигнал, и со старта сорвалось четыре фуры, за ними двинулось еще 5 - 6. Зрелище, честно скажу, впечатляет: многотонные грузовики, которые с ревом стартуют, стараются обогнать друг друга и занять очередь на нейтральной полосе. Похоже на мультики про бегущих динозавров.

- На осмотр машины дается до 40 минут. Но, конечно, мы досматриваем значительно быстрее. Бывают задержки с литовской стороны, - говорят белорусские пограничники. - Вот мы им за час отправляем 30 грузовых машин, а они нам - 25. Можем и больше оформлять, но смысл? Они будут только забивать нейтральную зону. А ведь всегда должна была свободная полоса для дипломатических машин, автобусов.

Белорусские таможенники рассказали, что делают сейчас, что могут. Постоянно мониторят ситуацию, для часов пик увеличили количество сотрудников: перевели людей с базовых отделов на границу, прикомандировали с других таможен.

В ОЧЕРЕДИ ИЗ ЛЕГКОВУШЕК СТОЯТ ПЕРЕГОНЫ И БЕНЗОВОЗЫ

В прошлый понедельник очередь из легковушек на въезд в Литву была небольшой. А вот с литовской стороны машинам с белорусскими номерами стоять надо было примерно 2 - 3 часа. И около 10 часов - для тех, кто с транзитными, то есть для машин, которые гонят на продажу.

Главные виновники очереди - белорусские перегоны, которые везут машины для фирм и для физических лиц, и литовские и белорусские бензовозы: они заезжают в Беларусь, наполняют баки и едут обратно. С каждой поездки прибыль 30 - 40 евро, а в день предприимчивые успевают обернуться несколько раз. Ясное дело, добровольно отказываться от заработка никто не будет. Тем более что в основном ребята - жители приграничных районов, люди не богатые.

- Стою несколько часов, но их понимаю, даже ругаться на людей не могу, - говорит водитель Иван. Он стоит в очереди на «нейтралке» на дорогой иномарке с белорусскими номерами. - Сам побывал на их месте, в прошлом году пригнал себе машину. И тех, кто бензин возит, понять можно. Есть возможность подзаработать, вот люди и пользуются.

При этом Иван в очереди застрял второй раз за сутки:

- Сегодня я выехал в шесть утра из Минска, днем был обед с деловыми партнерами в Вильнюсе, еще пару встреч, и домой. Буду, наверное, часам к семи вечера. Лучше всего выезжать в понедельник рано утром или вообще в воскресенье вечером, хотя тогда дополнительные траты - гостиница. Туристам я бы посоветовал на общественном транспорте ездить. Только если надолго ехать в Литву, очередь на границе того стоит.

Литовские пограничники стараются регулировать очередь из легковушек, белорусские номера сразу на зеленый канал, на красном скапливаются в основном с транзитными номерами.

Перегонщики раздражают туристов и бизнесменов, а самих перегонщиков злят бензовозы.

- Мы пока стоим в очереди, они по два раза успевают сгонять!

Ребята с литовскими номерами делиться секретами бизнеса не захотели:

- В Беларусь едем… за покупками, - посмеялись они. - Мы ненадолго!

ЛИТОВЦЫ ДЛЯ БЕЛОРУСОВ ГОНЯЮТ МАШИНЫ ИЗ ИТАЛИИ

На транзитных номерах на нейтральной полосе стояли одни белорусы. Веселые ребята-перегонщики, на вид 23 - 26 лет, на жизнь особо не жалуются: есть возможность заработать - уже хорошо.

- Мы приехали в 5 утра к границе, с литовской стороны постояли часов 11 - 12, теперь ждем белорусов. Думаю, впереди еще часов 12 на границе, пока растаможка, пока конвоя дождемся… Мы гоним машины для фирмы, нам нужен конвой, а он ездит 3 - 4 раза в сутки, так что придется ждать с той стороны границы, - говорят парни.

Еще три перегонщика, хоть и держатся вместе, но машины везут не для фирмы, а сами по себе. Они тоже простояли 10 часов в очереди. При виде журналиста в них заметно борются любопытство и желание поболтать с природной белорусской осторожностью. Парни лет 20-ти оглядываются на третьего товарища, на вид ему лет 40, и первое, что он говорит: «Помолчите, никому нельзя доверять». Потом, правда, слегка расслабляются: я ведь явно не конкурент и не сотрудница налоговой.

- Мы не часто тут, не профессионалы. Так, друзьям, родственникам помогаем, - неохотно делится мужчина. - Ну а кто ж не хочет сэкономить? С июля машины на 5 - 7 тысяч могут подорожать. Конечно, разное говорят, будут те пошлины, не будут… Но я с казахами пообщался на авторынке, так у них вводят стопроцентно.

- А они тоже машины гонят? - удивляюсь я.

- Зачем гнать? Они поездами возят! - смеется перегонщик.

- А где машины покупаете? Говорят, их уже к самой границе подвозят белорусам, для полного сервиса…

- Покупаем… Подробностей не скажу. Скажем так, есть знакомые литовцы. Сейчас возят машины из Италии, Чехии… Все хотят жить. Что там будет, с Таможенным союзом, никто понять не может. У меня экономическое образованием, и то я ничего не понял. Что нам с него? Вроде нефть Россия дешевле продает, так я думал, бензин подешевеет, но нет же! Или товары наши на Россию пойдут лучше? Посмотрим. А пока народ думает, что лучше машину все-таки пригнать, - поделился перегонщик-белорус.

- Очереди стоят огромные, все жалуются…

- А никак вы ситуацию не исправите. Вы вспомните Россию перед введением пошлин несколько лет назад, то же самое было! Наши люди не богатые. Так что возят машины и возить будут. Плюс, бензовозы эти… Стоим, в очереди чуть ли не 50 на 50, перегоны и бензовозы. А вы, туристы, пока что лучше на автобусах ездите и на поездах, - посоветовал перегонщик.

ОФИЦИАЛЬНО

Зампредседателя литовской таможни Йонас Мишкинес:

«Есть объективные причины для очередей, и быстро они не решатся»

- Причин увеличения очередей много. Во-первых, в последнее время вообще вырос поток товаров, экономическое положение улучшается. Во-вторых, активизировалась торговля легковыми автомобилями. В-третьих, увеличилась приграничная торговля из-за разницы в ценах на некоторые акцизные товары, на топливо.

Сложность и в том, что из-за разницы цен велики и потоки контрабанды, мы часто устанавливаем правонарушения, а это требует более глубокой проверки транспортного средства. Если таких недобросовестных граждан много, то из-за них происходят задержки, и страдают другие водители.

Еще одна причина в том, что с 1 января ступило в силу правило, по которому водители должны предоставлять на пост информацию предварительно, по регламенту - за час до приезда транспортного средства. Не все предприятия перешли на такую форму работы, чаще всего предоставляют ее при въезде. Кроме того, с белорусской стороны сейчас есть весенний запрет на проезд тяжелых машин (на Котловке. - Ред.).

Все это дает нагрузку на пограничные переходы, которые рассчитаны на меньшую пропускную способность. Сейчас она сильно превышена. Очереди появились в конце прошлого года, и быстро решить такие вопросы достаточно трудно. Хотя таможенные органы двух стран принимают меры. Мы увеличили штатное количество сотрудников. Приняты обязательства, пропускать количество машин, превышающее пропускную способность на 20 - 30%, и мы стараемся этих цифр придерживаться. Если нет каких-то ЧП, то через Каменный лог - Мядининкай проходит 600 грузовых машин в оба направления в сутки, при пропускной способности 500 машин.

Как видите, есть целый комплекс причин! При этом, если поток машин превышает пропускную способность, очередь машин растет в геометрической прогрессии.

- Что же делать сейчас водителям?

- Решать проблему можно двумя способами: увеличить пропускную способность и стараться регулировать так, чтобы потоки были равномернее. Мы стареемся контролировать ситуацию не только за сутки, но и ежечасно. Скоро начнется малое приграничное движение, и разработана программа развития пунктов пропуска. Начинается реконструкция в Мядлининкай, пропускная способность будет увеличена на 20 - 30%. Будем больше использовать переходные пункты местного значения, может быть, одному придадут статус международного. Уже принято решение и выделены деньги на обновление инфраструктуры и на литовско-белорусской границе.

Но в ближайшие месяцы особо резко ситуация не изменится… После 1 июля поток легковых автомашин натуральным образом уменьшится. Это облегчит ситуацию. Но первое полугодие этого года будет напряженным. Избежать очередей сложно, посоветовать могу ехать на переход Лавринишкес, или Шульчининкай, там очереди не такие критические.

«Комсомольская правда».