20.11.07

Очереди на финской границе сохранятся до Нового года

Перед новогодними праздниками российско-финская граница не закупорится, но пробки останутся. Чудес не бывает. Так прокомментировал "РГ" ситуацию на автомобильных пунктах пропуска на северо-западе страны руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.

Вчера глава ФТС и его коллеги из Латвии, Литвы и Белоруссии, представители Минтранса России обсуждали в Торгово-промышленной палате пути решения назревшей проблемы.

Напомним, что сейчас через западные таможенные границы в Россию ввозится 35 процентов всех импортных товаров, сгружаемых на автомобильный транспорт. С каждым годом эти товарные потоки растут. Но владельцы грузов упорно не желают перестраиваться на другие более свободные пути, в частности через белорусскую и украинскую границы. При этом они обвиняют во всем таможенников. Вчера глава ФТС Андрей Бельянинов подчеркнул, что доля "вины" таможни в пробках на северо-западных границах составляет всего 5 процентов. По его словам, основной "источник зла" - нерасторопность фитосанитарных и ветеринарных служб, транспортных инспекций, пограничников, в целом пяти вспомогательных служб, которые не могут обеспечить бесперебойный процесс. Тот же ветеринарный контроль может занимать более трех часов. Но спрос идет почему-то с таможенников. О том, что с 1 июля 2007 года на границе должно было заработать "одно окно", а из проверяющих остаться только пограничники и таможенники, главу ФТС даже никто не спрашивал. Решение правительства так и не выполнено, то есть все контролирующие ведомства как "сидели" на границе, так и остались. В связи с этим Бельянинов предложил перераспределить "въезд" товаров с финской и прибалтийских границ на более свободные белорусскую и украинскую.

На что заместитель министра транспорта Евгений Москвичев, ведомство которого курирует работу транспортных инспекций на границе, посоветовал таможенникам перераспределять свои собственные силы, особенно перед Новым годом, с пустующих пунктов пропуска на "горячее" финское направление. И оформлять не 700-800 автомобилей в день, как сейчас, а более тысячи.

Между тем услуги по таможенному оформлению грузов, в частности на белорусском направлении, на конференции активно рекламировал глава Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Да и белорусские коммерсанты предлагали российским импортерам "на возмездной основе" участие в так называемом проекте по предварительному декларированию товаров. Благодаря ему многотонные фуры смогут гарантированно проходить оформление и пересекать белорусскую таможню за 7-15 минут. И даже вне очереди. Контактные телефоны и прайс-листы представители Белоруссии раздавали прямо в зале. Однако главные потребители их услуг - члены Ассоциации международных перевозчиков от заманчивых предложений уклонялись, несмотря на то, что за каждый день простоя одного автомобиля водители теряют около 500 евро.

Журналисты предположили, что главный мотив необъяснимой привязанности импортеров к российско-финским пунктам пропуска, возможно, кроется в том, что эти места "уже хорошо отработаны". И спросили Бельянинова: "Не анализировали таможенники ситуацию с точки зрения коррупционной составляющей?". На что глава ФТС заметил: "Анализировали". И не исключил, что настоящий мотив кроется в провозе "серого" импорта и контрабанды.

Бельянинов откровенно заметил, что если на этом направлении завтра ввести 100-процентный таможенный досмотр, то наверняка перевозчики сразу же переместятся на другие таможенные пункты пропуска. Однако Бельянинов заметил: "Задача таможни - способствовать товарообороту, а с "серым" импортом и с контрабандистами мы боремся параллельно". Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", будет ли в ближайшее время Федеральная таможенная служба привлекать административный ресурс к перераспределению и ограничению транспортных товарных потоков с северо-западной границы на Восток, Бельянинов сказал, что такой ресурс - "неупотребим". Бизнес должен сам выбирать направление. А таможня в координации с другими ведомствами искать пути преодоления кризиса.

"Российская газета" 20 ноября, выпуск 259 (4522)