03.06.14

О содержимом поезда узнают заранее

Обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 (Решение ЕЭК № 196), будет введено с 1 октября 2014 года. На практике это означает, что с указанной даты железнодорожный транспорт станет вторым, после автомобильного, в отношении которого будет введена обязательность представления предварительной информации о ввозимых товарах.

Как известно, железнодорожный транспорт и железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) через границу являются важной составляющей частью транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа. В настоящее время в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) функционируют 12 ЖДПП. Они располагаются в зоне ответственности 6 таможен: Выборгской, Калининградской областной, Карельской, Кингисеппской, Псковской и Себежской.

В соответствии со статьей 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее представления и использования для таможенных целей определяются в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза (ТС), если иное не предусмотрено ТК ТС.

Здесь следует уточнить, что в соответствии с Решением ЕЭК № 196 перевозчик, в том числе таможенный, осуществляющий ввоз товаров железнодорожным транспортом, обязан представить предварительную информацию в таможенный орган не менее чем за 2 часа до момента перемещения груза через таможенную границу ТС. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику государства - члена ТС, на территории которого расположено место перемещения товаров через таможенную границу Союза, не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию осуществляет перевозчик. Следует подчеркнуть, что в соответствии со статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» в случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких товарных партий предварительная информация должна представляться на каждую товарную партию отдельно. При этом каждой товарной партии присваивается индивидуальный уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП).

Партия товара, в отношении которой предварительная информация не представлена таможенному органу государства - члена ТС в объеме и сроки, определенные Решение ЕЭК № 196, относится к области риска. В этом случае таможенные органы принимают меры по минимизации такого риска в соответствии с действующим законодательством государств - членов ТС. Напомню, что в настоящее время представление предварительной информации может осуществляться либо через портал ФТС России «Электронное представление сведений», либо в соответствии с приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52.

Основными целями введения предварительного информирования, как указано в Решении ЕЭК № 196, является создание условий по сокращению времени проведения таможенных операций с товарами, ввозимыми на единую таможенную территорию ТС железнодорожным транспортом, в местах их прибытия, а также повышение эффективности таможенного контроля. Исходя из этого посыла и выстроена логика функционирования системы представления предварительной информации: изначально ее передача должна осуществляться в электронной форме в информационную систему таможенных органов (ИСТО), затем на центральном уровне будет проведен форматно-логический контроль вносимых сведений, по результатам успешной регистрации система сформирует УИНП.

В пункте пропуска по представленному перевозчиком УИНП должностное лицо таможенного органа осуществляет запрос в ИСТО о наличии предварительной информации и на ее основе формирует сообщение о прибытии товаров и транспортных средств. В случае заявления таможенной процедуры таможенного транзита при наличии полного и корректного состава сведений предварительной информации будет формироваться электронный вид транзитной декларации.

Следует отметить, что с начала 2014 года СЗТУ и таможни региона проводят целенаправленную и системную работу по обеспечению должного уровня готовности таможенных органов, имеющих в своей структуре ЖДПП, к реализации положений решения ЕЭК № 196. Перечень ключевых направлений работы таможенных органов по данному направлению закреплен в утвержденных на соответствующем уровне планах мероприятий. Применительно к СЗТУ указанный план включает в себя всеобъемлющий круг вопросов организационного, нормативно-правового, информационного и технического характера. Часть мероприятий предусматривает активное взаимодействие СЗТУ с территориальными подразделениями ОАО «Российские железные дороги» «РЖД» и центральным аппаратом ФТС России.

В апреле 2014 года состоялась рабочая встреча руководства СЗТУ и филиала ОАО («РЖД») - «Октябрьская железная дорога». На ней были обсуждены текущие проблемные вопросы, связанные с порядком представления предварительной информации в ЖДПП в регионе деятельности СЗТУ, а также намечены дальнейшие совместные шаги по обеспечению выполнения положений, предусмотренных Решением № 196. В настоящее время идет активная подготовка к работе в новых условиях, когда предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, станет обязательным.

Станислав ШКЛЕНСКИЙ, начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Службы организации таможенного контроля СЗТУ

Таможенные новости