04.04.11

О ситуации на МАПП Новошахтинск

Как сообщили в Пресс-службе ФТС РФ, в Южное таможенное управление поступила информация о резком увеличении количества грузовых автотранспортных средств, пресекающих границу через таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни. Украинские, а вслед за ними и российские СМИ подхватили новость о том, что на украинско-российской границе образовалась огромная очередь грузовиков.

Чтобы разобраться в ситуации и оперативно решить проблему, 31 марта 2011 года на МАПП Новошахтинск состоялась встреча представителей Южного таможенного управления и Ростовской таможни с руководством Луганской таможни. Разбираясь в причинах создавшейся ситуации, участники совещания пообщались с водителями фур и пришли к выводу, что возникший затор - результат стечения неблагоприятных обстоятельств и ряда объективных причин.

Во-первых, образовавшаяся незадолго до этого гололедица заставила перевозчиков отложить рейсы и дожидаться лучших погодных условий, которые как раз в конце марта и наступили. Во-вторых, накануне украинский Минтранс одномоментно выдал большое количество так называемых «дозволов» - разрешительных документов на проезд по территории РФ, что привело к единовременному началу международной перевозки большого количества товарных партий. Еще одним фактором стали существующие с украинской стороны ограничения на перемещение подкарантинной продукции, в том числе семян, на долю которых сегодня приходится около 50% перевозимого товара. Вывезти семенной материал с территории Украины можно только через два пункта пропуска – Бачевск (с российской стороны сопредельный пункт пропуска МАПП Троебортное, расположенный в регионе деятельности Центрального таможенного управления) и Должанский (с российской стороны – МАПП Новошахтинск). И естественно, если груз следует в Азербайджан, Казахстан или на юг России, то пересекать границу он будет в МАПП Новошахтинск. Немалую роль сыграло и плачевное состояние дорог, ведущих к другим пунктам пропуска. Таким образом, нагрузка на таможенный пост резко увеличилась.

Поскольку проектная пропускная способность МАПП Новошахтинск составляет 100 грузовых автотранспортных средств в сутки, а за истекшую неделю их среднесуточное количество варьировалось от 133 до 214 единиц, возникновение затора было неизбежно.

Кстати некоторые украинские СМИ главной причиной пробки называют «новый сканер, который установили россияне» (судя по всему, имеется в виду мобильный инспекционно-досмотровый комплекс - МИДК). Этот комплекс эксплуатируется на таможенном посту с 2006 года. Решение о необходимости его применения принимается на основании системы управления рисками, в среднем сканируется каждый четвертый-пятый автомобиль. Таможенный осмотр с использованием МИДК занимает 12–13 минут, что значительным образом не сказывается на времени нахождения транспортного средства в пункте пропуска. Вместе с тем данная форма таможенного контроля доказала свою исключительную эффективность - без вскрытия фуры и выгрузки товаров оператор МИДК может обнаружить несоответствие заявленного и реально провозимого груза, выявить контрабандные вложения или же убедится, что закон не нарушен.

В ходе встречи на границе таможенники сопредельных стран выработали пути разрешения сложившейся ситуации. Украинская сторона обязалась сделать все возможное для перенаправления транспортных потоков на другие пункты пропуска, а их поблизости от МАПП Новошахтинск шесть (МАПП Донецк и МАПП Волошино Миллеровской таможни, МАПП Куйбышево, МАПП Матвеев Курган, МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни, а также МАПП Гуково Ростовской таможни). Предупрежденный перевозчик будет сам решать – изменит он свой маршрут или предпочтет стоять в очереди. Южное таможенное управление также предпринимает меры для информирования заинтересованных лиц о ситуации в автомобильных пунктах пропуска, создав на своем официальном сайте (yutu.customs.ru) специальный раздел.

В результате принятых мер за прошедшие сутки должностными лицами таможенного поста МАПП Новошахтинск был осуществлен пропуск в Российскую Федерацию 153 транспортных средств, очередь с украинской стороны по состоянию на 08:00 01.04.2011 сократилась и составила – 89 автомобилей.

Число должностных лиц МАПП Новошахтинск уже увеличено в полтора раза. Российскими и украинскими таможенниками ведется постоянный мониторинг ситуации.

VCH.RU; 04.04.11