31.08.20

Нокдаун для внешней торговли: импорт в СЗФО пострадал сильнее экспорта

Внешнеэкономическая деятельность в СЗФО в период пандемии забуксовала, но некоторые позиции экспорта показали рост.

Коронавирус, отправивший страну во внеплановый отпуск почти на весь II квартал, затронул и передвижение товаров через границу. Об этом свидетельствует статистика Северо–Западного таможенного управления, размещенная на его сайте. Внешний товарооборот в СЗФО в период с апреля по июнь 2020 года составил $17 млрд — на 20% меньше, чем за тот же период годом ранее. Самый сильный удар принял импорт (–24%): внешнеторговый оборот по ввозу составил $7,5 млрд. Экспорт сократился на 16%, до $9,5 млрд.

Товарооборот в первом полугодии по сравнению с январем–июнем 2019–го предсказуемо также продемонстрировал отрицательную динамику (–13%). "Объем экспорта составил $20,6 млрд, импорта — $15,8 млрд. Экспорт сократился на 13,7%, импорт — на 12,8%", — сообщили в пресс–службе СЗТУ.

В пятерку главных импортеров в СЗФО по традиции входят Китай ($2,9 млрд), Германия ($1,4 млрд), Южная Корея ($1,3 млрд), США ($800 млн), Беларусь ($690 млн).

Во II квартале 2020 года положительную динамику (+6%) продемонстрировали топливно–энергетические товары — российские компании закупили этой продукции на $72 млн. Высокий спрос обеспечили поставки из стран СНГ (рост с $49 млн в 2019 году до $57 млн в 2020–м), а также Швеции (с $31 тыс. до $520 тыс.). Незначительно (с $15 млн до $20 млн) выросли закупки древесины и целлюлозно–бумажной продукции из ближайшего зарубежья.

По остальной товарной структуре импорт переживает не лучшие времена. В частности, менее активно завозили в страну изделия из кожи и пушнины, а также металлы и изделия из них.

Могло быть хуже

Российская продукция в январе–июне пользовалась спросом в таких странах, как Нидерланды ($3,4 млрд за полугодие), Китай ($1,8 млрд), США ($1,5 млрд), Германия ($1,4 млрд), Великобритания ($1,1 млрд) и Финляндия ($1 млрд).

Отгрузка за рубеж топливно–энергетической номенклатуры из СЗФО во II квартале снизилась по сравнению с апрелем–июнем 2019 года на четверть — с $5,2 млрд до $3,9 млрд. Почти в 4 раза просели поставки в Беларусь, Италию и Литву, в 2 раза — в Бельгию и Данию. Примерно такую же негативную динамику продемонстрировали минеральные продукты ($4,1 млрд вместо $5,4 млрд).

Если сравнить внешнеторговую деятельность в июне 2019 и 2020 годов по всем видам товаров, то торговля с некоторыми странами пострадала существенно. Так, сократился поток грузов в Германию (с $219 млн до $140 млн), Данию (со $143 млн до $19 млн), Бельгию (со $175 млн до $69 млн), Финляндию (с $278 млн до $120 млн), Литву (с $84 млн до $32 млн), Испанию (с $14 млн до $5 млн). В то же время экспорт товаров вырос кратно в Хорватию (с $1,3 млн до $54 млн) и Великобританию (со $135 млн до $573 млн).

Неплохо себя чувствовали экспортеры продовольственной и сельскохозяйственной продукции, оборот по этой категории вырос во II квартале на $100 млн и достиг $900 млн. Причем отгрузок в страны СНГ было на 10% больше, чем в страны дальнего зарубежья.

Более чем в 2 раза вырос экспорт так называемых "других товаров" (с $300 млн до $700 млн во II квартале). Больше всего вывезли за границу, в частности в Великобританию (на $665 млн), товаров категории 71, куда входят драгоценные металлы и изделия из них.

Самые большие потери во II квартале 2020 года понесли российские экспортеры кожевенного сырья, пушнины и изделий из них — минус 93% год к году. Например, практически обнулились поставки натурального и искусственного меха в Италию, Грецию, Великобританию и Финляндию.

Впрочем, уже в I квартале, который можно считать докризисным, товарооборот по этому виду продукции рухнул до $207 тыс. против $16 млн годом ранее.

Помог слабый рубль

Наиболее очевидная динамика у экспорта драгоценных металлов и камней, а также изделий из стекла, говорит вице–президент ГК "Аривист" Евгений Кошкаров. Второй квартал оказался благоприятным для экспорта золота, считает эксперт, из–за его подорожания на международных рынках, ослабления российской валюты, а также приостановки закупок на внутреннем рынке Банком России.

Кроме того, двукратный рост экспорта в ценовом и весовом выражении произошел по различным видам стекол (листовым, фасадным, автомобильным).

"Технология производства стекла достаточно простая, и, как только рубль падает, экспорт технологически простых видов товара становится выгоднее, — говорит Евгений Кошкаров. — Компании, которые традиционно работали на внутренний рынок, сейчас начинают задумываться о выходе на внешний. Их товар стал более конкурентоспособным из–за удешевления рубля. Технологически быстро это сделать невозможно, но всплеск интереса к внешним рынкам очень заметен. Те же компании, которые работали одновременно на внутренний и внешний рынки, сейчас увеличивают экспортные поставки. Это наглядно видно на примере увеличения роста экспорта стекла".

Снижение спроса внутри страны и ослабевший рубль подтолкнули производителей к более активной работе на внешнем рынке, соглашается генеральный директор таможенного брокера Meridian Жанна Лучко. По ее словам, основной прирост дал экспорт в страны дальнего зарубежья, с которыми идет взаиморасчет в евро или долларах. Наиболее гибкими в сложившихся условиях стали производители постельного белья, спортинвентаря, керамики и стекла.

"Очевидно, что общее падение показателей по всем видам товаров связано в первую очередь с ограничительными противоэпидемическими мерами, принятыми как в России, так и за ее пределами. Многие производства были остановлены, поэтому упали объемы поставок, например, металлов и оборудования. Покупательная способность населения снизилась, поэтому импортеры вынужденно скорректировали объем поставок. На продовольственных товарах это сказалось не слишком сильно, потому что на еде экономят в последнюю очередь", — добавляет Жанна Лучко.

DP.RU