28.08.06

Нелегальный экспорт древесины

Ежегодно десятки тысячи кубометров первоклассной российской древесины вывозятся за рубеж. Нелегальный экспорт древесины в несколько раз превышает легальный. Для решения этой проблемы власти намерены, начиная с лета 2006 года, запустить систему лесных терминалов (строго ограниченное число площадок, где будет маркироваться, храниться и учитываться экспортный лес). Об эффективности этого эксперимента корреспондент ИА Клерк.Ру Алексей Титов беседовал с Александр Колинченко, ведущим экономистом ООО СП СЭЛ-Тайрику - совместного российско-японского предприятия, действующего на территории Иркутской области.

Александр, для начала оцените, пожалуйста, объемы нелегального вывоза леса за рубеж.

Ворованный лес бывает нескольких видов. Во-первых, это лес, который вырублен вообще без всяких документов, в основном физическими лицами. Во-вторых, тот, который вырублен юридическими лицами с формальным оформлением необходимых разрешительных документов, но в объемах, значительно превышающих указанные в документах квоты, при этом не происходит уплата соответствующих налогов, таких как единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль. В-третьих, лес вырубается более или менее крупными компаниями с большим соблюдением формальностей, чем в двух предыдущих случаях.

Объем леса, вырубаемого первой группой, я бы оценил в четверть от всей заготовленной древесины. Еще четверть приходится на вторую группу. Соответственно, примерно половины всего заготовленного леса представляет собой белый или как минимум серый лес.

Почему такая ситуация возможна? Ведь получается, что больше половины вырубаемого леса находятся вне закона

На мой взгляд, чтобы надежно перекрыть незаконную заготовку леса на таких пространствах, нужны совсем другие подходы и финансовые вложения в эту область. Если даже из узких ниток нефтепроводов воруют серьезные объемы нефти, то, что говорить о площадях в тысячи гектаров с фактически отсутствующей инфраструктурой. Кроме того, практически отсутствует какой-либо контроль чистоты леса при его отгрузке. Теоретически возможно создать систему сквозной идентификации круглого леса на всех стадиях, от заготовки до таможенного оформления, но до настоящего времени фактически ни один из участников рынка круглого леса в этом не был заинтересован. Еще один аспект, способствующий развитию криминала в лесной промышленности, связан с тем, что воровство леса очень часто единственный способ хоть как-то заработать на жизнь для очень большой части Сибири и Дальнего Востока.

Куда в основном гонят нелегальный лес?

Очень часто незаконную заготовку леса связывают именно с отгрузкой леса в Китай или за границу вообще. Это не совсем так. Для лесозаготовителя вообще нет никакой разницы, кому продавать круглый лес. Даже если добиться стопроцентной прозрачности лесного рынка, все равно почти весь поток сырья пойдет за границу. Ведь если бы нашелся покупатель внутри страны, готовый дать точно такую же, или даже немного меньшую цену, чем наши китайские друзья , весь поток древесины спокойно повернулся бы к такому покупателю не надо перевозить такие объемы железной дорогой на такие расстояния, не надо связываться с таможенным оформлением, с возмещением НДС по экспорту. К тому же местный рынок гораздо понятнее и прозрачнее, чем зарубежный. Вся проблема в том, что зарубежные, а особенно китайские, производители пока что перерабатывают древесину эффективнее, чем мы.

Как вы оцениваете инициативу по созданию терминалов?

Одна из государственных инициатив, направленных на борьбу с незаконной вырубкой и экспортом леса, заключается в создании таможенных терминалов по отгрузке круглого леса прямо в пунктах отгрузки круглого леса, ограничив число этих пунктов. Дело в том, что сейчас по области действует огромное количество отгрузочных тупиков. Соответственно, лес на них грузиться абсолютно бесконтрольно. При оформлении на границе также никаких проверок на законность вырубки леса не производится (тем более, что пункты отгрузки и таможенного оформления могут находиться друг от друга в нескольких тысячах километров). Соответственно, планируется сокращение (кардинальное до 20-30) числа отгрузочных тупиков при введении жесткого контроля на них. Технически это осуществимо. Тем более, что терминалы планируется построить на базе лесоперерабатывающих предприятий, которые конечно заинтересованы в том, чтобы иметь контроль над потоком отгружаемого сырья и приложат к этому максимальные усилия. Но, во-первых, лесозаготовители будут все равно любыми путями продавать лес именно за рубеж по более высоким ценам. И, во-вторых, против этой инициативы есть возражения юридического характера. Пока что вызывает некоторые вопросы законность оснований, на которых строится этот проект.

Кроме того, те, кто давно и серьезно занимается этим полукриминальным бизнесом, делают заявления типа таких Даже если будут какие-либо ограничения по подаче вагонов на тупики, мы будем последними, кто не получит вагонов . А если учесть, что серых пятен в распределение вагонов для экспортного леса тоже хватает, то возможно стоит отнестись к этим словам серьезно.

Клерк.Ру; 28.08.06