Не дает добро: аресты таможенников обнажили проблемы ФТС
Коррупционным проявлениям может способствовать неэффективная кадровая политика, считают эксперты.
Начальник Астраханской таможни Ильдар Саидов задержан по подозрениям в превышении полномочий. Генерала конвоируют в Москву, где будет решаться вопрос о мере пресечения. Также стало известно о задержании находившегося в бегах бывшего начальника отдела таможни Санкт-Петербурга — ему инкриминируют получение взятки в 20 млн руб. Связанные с коррупцией скандалы сотрясают российскую таможню с начала года. Так, в конце февраля был задержан оперативниками начальник службы тылового обеспечения Центральной энергетической таможни полковник Сергей Алексеев, подозреваемый в получении «откатов». Чуть ранее по материалам ФСБ было возбуждено дело против руководителя отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями Северо-Кавказской оперативной таможни по факту вымогательства крупной суммы у местного бизнесмена. А уже после новостей о задержании Саидова стало известно, что в Приамурье сотрудниками ФСБ и отдела по противодействию коррупции Хабаровской таможни выявлены факты превышения полномочий работником Благовещенского таможенного поста. Подробности — в материале «Известий».
Начальника Астраханской таможни (Южное таможенное управление) Ильдара Саидова задержали за превышение должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия. Следователи планируют обратиться в суд и ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.
В Москву без повышения
Операцию по задержанию проводили сотрудники Центрального аппарата ФСБ России. По данным телеканала РЕН ТВ, генерал-майора конвоируют в Москву для проведения следственных действий. Другой источник говорит, что Саидов подозревается в занижении пошлин для отдельных коммерсантов.
Саидов был назначен начальником Астраханской таможни в июне 2017 года, уточняет агентство. До этого он возглавлял Астраханскую таможню в статусе исполняющего обязанности начальника, занимал различные должности на Татарстанской и Краснодарской таможнях. Награжден нагрудным знаком «Отличник таможенной службы», медалями «За службу в таможенных органах» I, II и III степеней, медалью «За усердие».
За помощь коммерсантам
Также в понедельник стало известно о задержании бывшего начальника отдела Санкт-Петербургской таможни (Северо-Западное таможенное управление) Олега Гусева. От правоохранительных органов полковник скрывался более полугода.
Гусеву, предположительно, предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). Доставленный в Москву подозреваемый уже дал признательные показания. Басманный суд столицы принял решение о заключении Гусева под стражу — он арестован до 26 апреля.
«По данным следствия, Гусев в декабре 2018 года потребовал от представителей ООО «Таллер» взятку в размере 20 млн рублей, — сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. — Незаконное вознаграждение предполагалось за непринятие предусмотренных законом мер в рамках мероприятий таможенного контроля в отношении указанной коммерческой организации. Такие мероприятия проводились с мая того же года в связи с реализацией товаров марки «Таллер». Указанные денежные средства получены Гусевым через посредников в период декабря 2018 — января 2019 года». Как отметили в СК, Гусев скрылся от органов предварительного расследования, после чего был объявлен в розыск. Задержали его 14 марта 2021 года в московском аэропорту Шереметьево.
Гусев исчез в ноябре 2019 года — он не явился на работу, а потом дал о себе знать, вероятно, из Прибалтики. Одновременно с ним исчез и начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления, замначальника СЗТУ полковник Максим Мамчура.
Катализаторы коррупции
Как отмечает Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы VVCube, «таможенная сфера наряду с госзакупками является одной из наиболее коррупционно емких, в силу объема товара и срочности многих международных отношений». Как минимум часть преступлений в этой сфере связана с попытками обойти эмбарго. «Большая востребованность на российском рынке продукции, которая подпадает под санкции, диктует спрос, который, естественно, хотят закрыть предложениями компании, используя различные возможности, — полагает эксперт. — Проблема здесь не только в том, что появляется коррупция на стадии провоза и декларирования товара (и не только санкционного), но и в самой нормативной базе таможенных ограничений и санкционных препятствий. Эти и ряд других смежных вопросов находится в сфере принятия политических решений. Часть из них осталась со времен присоединения к ВТО и принятия Марракешского соглашения 1994 года».
По словам Ткаченко, только в этом месяце начал решаться вопрос о деятельности в России филиалов иностранных страховых компаний, работа которых позволит упростить процедуру международных поставок некоторых грузов. «Большая проблема остается в сфере правоприменительной практики при международных поставках по правилам Инкотермс и международных операциях, подпадающих под обычаи устоявшегося делового оборота во всем мире, а также между двумя контрагентами, — отметил специалист в интервью «Известиям». — Таможенные органы полностью игнорируют этот институт права и формально подходят к взаимодействию сторон, подталкивая их на коррупционный путь отношений с госорганом».
Коррупционные схемы, которые применяют на таможне, в последние годы сильно видоизменились — ситуаций, когда инспекторы могли делать деньги на всем подряд, больше нет, отмечает автор Telegram-канала «Злой таможенник» в разговоре с «Известиями». «Выгодополучателей теперь ищут не в низших звеньях, а где-нибудь повыше. Бизнес умеет считать свои деньги и прикидывает, кому и за что ему стоит платить, а кто только имитирует свои вахтерские теневые функции, — говорит он. — Обычно платят за общее содействие и отсутствие препятствий при проведении таможенного контроля: досмотров, влекущих простои, экспертиз, дел об административных правонарушениях по незначительным поводам и т.д.».
Ряд задержаний руководителей Таможенной службы произошел после недавней коллегии ФСБ, на которой президент Владимир Путин указал направления действий органов госбезопасности по борьбе с коррупцией, отметил в беседе с «Известиями» подполковник запаса, директор благотворительного учреждения «Право и порядок» Олег Иванников.
— Сегодняшние задержания – это ответ работников госбезопасности на поставленные задачи. В то же время это результат системной работы – информации по таможенной службе в последние годы было много, в том числе от представителей бизнеса. Уголовные дела возбуждены против руководства, и это не случайно, ведь преступления коррупционной направленности требуют хорошей подготовки и образования, — отметил эксперт.
Таможенной службе необходимо сместить акценты в кадровой политике, уверен зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
— Нельзя допускать назначения по принципу: хороший человек, родственник, друг или просто необходимо занять штатное место, - считает он. - Нужно смещать акценты на выяснение, с каким намерением люди идут на госслужбу или продвигаются по должности и насколько честно и добросовестно они могут трудиться.
Для этого Анатолий Выборный предлагает применять методики, аналогичные уже внедренным в Росгвардии: там, чтобы поступить на службу или продвигаться по карьерной лестнице, каждый проходит детектор лжи – полиграф.
«Уровень соблазнов высок»
По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, «таможня находилась и находится в зоне высокого коррупционного риска, тем более что большинство регламентирующих документов, в том числе Таможенный кодекс, допускают гибкое регулирование тарифа за ввозимый товар». Он напомнил о том, что в 2000-х годах сотрудников таможни иногда «задерживали целыми подразделениями». «Пресечение коррупционной составляющей стало возможным, когда ввели общие условия для всех игроков на этом рынке. Коррупционные процессы в таможне всё еще остались, сломать систему не смогли, хотя они и стали более латентными», — отмечает Кабанов. Чтобы уменьшить коррупционные риски в таможне, нужно ввести унифицированные ставки тарифа, уйти от бумажного документооборота и перейти в электронную прозрачную систему декларирования, уверен глава общественной организации.
По словам Кабанова, «многие сотрудники таможни находятся в связке с бизнесом и работают вместе, поэтому уровень соблазнов высок». «Астраханская таможня граничит с Казахстаном, а через него с Китаем, — напомнил он в беседе с «Известиями». — Через степь проходит огромное количество фур, и там огромный соблазн открыть маленький канал для контрабанды, который никто не будет трогать».
Один из последних громких скандалов с участием ФТС случился перед недавним Днем Святого Валентина — 14 февраля. Тогда в числе пострадавших оказались представители цветочного бизнеса.
— Перед 14 февраля у нас возникла колоссальная проблема на таможне, — рассказал «Известиям» основатель сети «Цветочный ряд» и член правления Ассоциации цветочного ритейла Иван Утенков. — С 11 февраля около 120 фур не смогли въехать на территорию России из Белоруссии. Машины пришли только 20 февраля. Цветы – это скоропортящийся продукт. Поэтому вместо товара мы получили компост. Мы зафиксировали убытки, но таможенникам их предъявлять не будем. Какие проблемы они решали, мы не знаем, но к 8 Марта ФТС уже работала как часы.
Дискретность норм действующего законодательства создаёт риски для бизнеса, который вынужден искать способы ввоза товаров, имеющих спрос в стране, отметила представитель «Деловой России» Наталья Беляева. Отсюда и схемы с транзитом через Белоруссию и другие страны ЕАЭС, добавила она.
Марина Галюченко, председатель совета организации «Комитет по противодействию коррупции и содействию общественной безопасности», считает, что многие из тех, кто идет в таможенную службу, «рассматривают работу здесь как притягательную кормушку для поправки своего бюджета». «Сейчас коммерсанту иногда легче заплатить взятку и растаможить товар совершенно по другим документам, по иным позициям, чтобы таким образом снизить таможенную пошлину. А у сотрудника таможни, государственного служащего, есть такой мотив — «а вдруг никто не узнает», — сказала Галюченко в беседе с «Известиями». — В результате бытовые случаи переходят в государственные масштабы. У коммерсантов есть понимание, где какая таможня в России какую мзду берет. На мой взгляд, в этой системе виноват не только таможенник. Наказывать нужно и тех коммерсантов, которые провоцируют сотрудников службы и совершают с ними сделку. Таким образом они не государству платят налоги, а укрывают их».
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Высокопоставленные сотрудники ФТС не впервые попадают в поле зрения силовых структур. Так, 23 сентября прошлого года домодедовская таможня подтвердила информацию о задержании четырех сотрудников по подозрению в коррупционных преступлениях.
24 октября 2020 года Пресненский районный суд Москвы арестовал на два месяца заместителя Московской таможни — начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров Сергея Цуканова, обвиняемого в получении взятки в 500 тыс. рублей.
Через месяц, 24 декабря, начальнику управления ФТС генерал-лейтенанту Александру Кизлыку было предъявлено обвинение в незаконном освобождении контрабандистов. Вместе с ним под стражу был взят и замначальника управления в центральном аппарате Федеральной таможенной службы (ФТС) Алексей Серебро.
На следующий день были арестованы еще двое фигурантов «дела ФТС» - заместители начальников таможен аэропортов Домодедово и Внуково Юрий Черкашин и Константин Мишин. Еще один подозреваемый — старший дознаватель по особо важным делам Домодедовской таможни Андрей Шурыгин — был отправлен под домашний арест.