На распутье
Балтийский транзит нуждается в поддержке
Конкурентоспособность латвийской транспортной отрасли в целом вызывает большие сомнения.
На последнем заседании республиканского совета латвийских портов выяснилось неожиданное.
Показатели грузооборота в транзитных перевозках фигурируют почему-то в разных измерениях. По данным ЦСУ, в 2007 году прирост в важнейшей транспортной отрасли составил 9%, по расчётам Банка Латвии – 18. А сами гавани насчитали себе 33%. Это в деньгах. Есть ещё статистика в тоннах, которую ведёт министерство сообщения. По данным этого ведомства, рост грузооборота намного скромнее – всего 4,9%. Для ликвидации путаницы в показателях правительство страны намерено создать специальную рабочую группу.
Эксперты полагают, что единая методика расчёта транзитных показателей наверняка поможет грядущему развитию экспорта и росту ВВП. Тем не менее сама по себе она не сможет одолеть всех существующих проблем на пути транзита. Но устранить их невозможно без активного и продуктивного вмешательства в перевозочный процесс государства.
«Если правительство своей пассивностью и дальше будет тормозить развитие латвийских портов, то никакой выгоды от методики мы не получим», – заявил руководитель департамента стратегического развития Рижского порта Владимир Макаров.
Участники заседания оперировали конкретными фактами. Конкурентоспособность латвийской транспортной отрасли в целом вызывает большие сомнения. Это относится и к одному из важнейших направлений её развития – контейнерным перевозкам.
«Говорить о конкурентоспособности можно тогда, когда перевалка контейнеров и по железной дороге, и автомобилями через латвийскую границу перестанет вызывать у грузоотправителей массу затруднений, как это происходит сегодня. Конкурентоспособность страны на современном рынке контейнерных перевозок – вопрос комплексный. Особую роль здесь играют даже не инвестиции, а способность правительства разработать и внедрить единую таможенную и административную систему внутри страны, начать серьёзный транспортный диалог с Россией для разрешения приграничных и прочих проблем», – полагает Владимир Макаров.
Мировые тенденции контейнеризации учтены в транспортных программах развития России. Однако удельный вес грузов в контейнерах в Скандинавии в 7 – 8 раз выше, и это означает только одно – в ближайшее время контейнерные грузы в тех же объёмах пойдут в Россию. Однако российские порты, по крайней мере до 2015 года, вероятно, не смогут обработать резко возросший поток грузов. Поэтому надежда на рост транзита у прибалтийских портов остаётся. Для будущих грузов нужны общенациональные государственные постановления и решения, дабы ускорить реализацию весомых транспортных проектов.
Пока же оборот контейнеров в портах Латвии за пять месяцев нынешнего года увеличился лишь на 7%.
«Гудок», 21.07.2008