На границе Союзного государства начал работать мощный транслогистический терминал
Путь груза, который следует из Европы до прилавка магазинов стран Таможенного союза, долог.
Автопоезд въезжает в пункт пропуска "Козловичи", расположенный недалеко от Бреста. Машина проходит паспортный и таможенный контроль, проверку фитосанитарных и других служб, получает право на транзит и выезжает на трассу. До того момента, когда груз окажется в магазине, еще далеко. Перевозчик должен доехать до конечного пункта и выстоять очередь в местном терминале, чтобы пройти углубленную растаможку. Только после этого груз попадет на внутренний рынок. Но с недавнего времени эту процедуру можно пройти сразу на границе. Здесь начала работать сервисная зона "Козловичи-2". Это транслогистический центр, в котором разместились все службы Республиканского унитарного предприятия "Белтаможсервис" с полным комплексом предоставляемых услуг: таможенного представителя, контрактной логистики, экспедирования, складами, банком, фитосанитарной службой и страховыми компаниями.
Терминал начали строить в 2013 году. Генподрядчиком выступила чешская компания АО "Метростав". Стоимость проекта - без малого 350 миллиардов рублей. Часть - за средства РУП "Белтаможсервис", часть - кредиты. Никаких бюджетных вливаний. Сам проект может окупиться уже за 8 лет. Директор Брестского филиала предприятия Владимир Дудчик рассказывает, что сервисная зона в первую очередь должна повысить транзитную привлекательность Беларуси:
- Наш транспорно-логистический центр позволяет обрабатывать различные товары, в том числе требующие перегрузки, комплектации, сортировки, маркировки, досмотра, хранения с соблюдением температурного режима и других операций. Одним из основных преимуществ терминала является возможность оформления импортируемых товаров по процедуре выпуска для внутреннего потребления практически около самой границы, что позволяет оптимизировать технологии и ускорить как прохождение автомобилями границы, так и время для выпуска в свободное обращение, и, как следствие, ускорить и упростить дальнейшую доставку товаров конечному получателю. В итоге у грузовладельцев повышается товарооборот, а перевозчики экономят значительные суммы, ведь чем короче время перевозки, тем выше прибыль. Судите сами: день простоя автомашины стоит от 50 до 100 евро.
Сам центр выглядит весьма презентабельно. Это целый комплекс строений, расположенных на площади в 26,8 гектара. 15 тысяч квадратных метров - это таможенные и общего пользования отапливаемые склады с пятиярусным стеллажным и напольным хранением. Управление автоматическое. На временное хранение отведено более 12 тысяч мест, причем тысяча с лишним - холодильные камеры для скоропортящегося товара. Рядом - площадка для размещения грузовых машин.
А в ближайшее время здесь откроется пятиэтажная гостиница с одно- и двухместными номерами экономкласса и vip-классов, кафе-бар на 40 посадочных мест, прачечная и прочие бытовые услуги. Есть здесь и корпус СТО на четыре поста ремонта, складом запчастей и мойкой для большегрузных автомобилей. Кроме того, РУП "Белтаможсервис" планирует оказывать и свои дополнительные услуги. Например, обеспечивать уплату таможенных платежей способом поручительства на территории Таможенного союза. Плюс - консультации по законодательству о внешнеэкономической деятельности.
Возможности нового терминала уже оценили бизнесмены-транспортники. Представитель российской компании ООО "Гоа-транс" Светлана Стельмах объясняет выгоду так:
- Во-первых, огромные мощности, позволяющие хранить грузы, во-вторых, доступные цены. И, конечно, экономия. Мы возим товары народного потребления в Россию, появились контракты на Казахстан. Чтобы везти груз транзитом из Европы через Беларусь, нужно получить разрешение в ЕС на перевозку через третью страну. И тут есть ограничения. Теперь транзит через Беларусь не нужен. Маленькая машина разгружается в "Козловичах-2", а дальше товар забирают другие авто, которым не нужно выезжать за пределы Таможенного союза. Так что мы уже закрыли направление на Гродно и усиливаем Брестское. При этом РУП "Белтаможсервис" предлагает гибкую систему скидок на оформление и хранение грузов, а также помощь квалифицированных специалистов.
Сам по себе транзит автопоездов, отвечающих международным требованиям, стоит недешево. Километры пробега считаются в долларах. Еще и поэтому фирмам выгоднее разгрузить дорогостоящую фуру на границе, а потом пригнать за товаром машину попроще, причем тогда, когда удобно, чтобы не срывались сроки. Руководитель белорусской фирмы "РИМ КЛТ и ЛКВ Экспресс" Олег Изофатов объясняет:
- Мы ждали появления этого центра лет 10. Теперь снижается необходимость в отправке собственной машины за границу. Груз может привезти польский и немецкий перевозчик, а дальше наша машина переместит его на территорию ЕАЭС. Раньше мы тратили на транспортировку грузов много времени, а иногда, если невозможно было спрогнозировать время, отказывались от перевозок. Это были большие потери.
Сейчас в "Козловичах-2" за день можно насчитать порядка 100 машин. В месяц их примерно три тысячи. И, судя по всему, это только начало, особенно если учесть, что Всемирный банк прогнозирует на 2016-2020 годы ежегодный 6-процентный прирост транзитных перевозок по автодорогам между странами ЕС и Россией.
Российская газета