Минэкономразвития продолжает обнулять ставки ввозных таможенных пошлин
ПОСКОЛЬКУ рассмотрение трехлетнего финансового плана на 2007-2009
годы было перенесено на следующую неделю, главным вопросом сегодняшнего
заседания правительства станут основные направления таможенной политики на
ближайшие три года.
Собственно, вопрос этот плановый, но достаточно вспомнить, что
буквально в начале недели президент Владимир Путин устроил разнос министру
экономического развития и торговли Герману Грефу за тот "экономический
экстаз", в котором сливаются на границе таможенные органы и
бизнес-структуры.
Тогда глава минэкономразвития начал было отвечать что-то про высокий
человеческий фактор на границе и недостаток техники, однако президент его
перебил: "Ведь дело не только в этом. Вы же знаете, что таможенные органы
используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов
через границу. Для того чтобы этого не было, нужно таможне выделять
соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти
переходы. Вот ведь о чем идет речь". Впрочем, о подобных планах
оборудования переходов техникой еще на коллегии Федеральной таможенной
службы (ФТС) премьер-министру Михаилу Фрадкову рассказывал и глава ФТС
Александр Жерихов, и куратор этой структуры Герман Греф. Тогда же Фрадков
публично указывал таможенникам на недостатки в существующей системе и
завышенное влияние человеческого фактора. Влияние обещали исключить путем
оборудования постов инспекционно-досмотровыми комплексами, на создание
которых необходимо от 30 до 50 миллионов долларов. По программе
предполагалось лишь к 2010 году создать 50 стационарных и 22 мобильных
комплекса. Но уже в понедельник, с тем, что планы эти слишком плавные,
после нареканий президента согласился и Герман Греф, сжав сроки выполнения
программы до трех лет.
Опять же после напоминаний о том, что существует практика, когда
коммерческие структуры являются владельцами пунктов пропуска,
минэкономразвития оценило, что для размещения таможенных органов в
помещениях, относящихся к федеральной собственности, необходимо передать
на баланс таможни или построить 584 служебных здания. Впрочем, для
окончательного согласования этого вопроса президент отвел главному
экономисту срок в неделю.
Поскольку перед Федеральной таможенной службой уже не ставятся чисто
фискальные задачи, сегодня речь пойдет о продолжении обнуления ставок
ввозных таможенных пошлин для большей части высокотехнологичного
оборудования в ряде отраслей, в том числе в авиации, металлургии,
обрабатывающей и пищевой промышленности. На самом деле ставки на 767 видов
товаров, аналоги которых не производятся в России, уже обнулены. По
замыслу экономистов, это позволит обеспечить технологическое обновление
отечественного производства, несмотря на потери бюджета в 500 миллионов
долларов. При этом, как отметил правительственный источник "РГ", по
позициям, в которых Россия имеет конкурентоспособность, сохраняется
достаточный уровень тарифной защищенности. Предполагается установить
пониженные или нулевые ставки в отношении комплектующих и компонентов
промышленного производства.
Но, несмотря на обнуление и снижение пошлин, в 2005 году объем
средств, перечисленных в бюджет таможенными органами, составил 2 трлн. 102
млрд. рублей против 882 млрд. в 2004 году.
Предлагаемое же совершенствование системы взимания таможенных
платежей предусматривает применение дифференцированной ставки таможенных
тарифов в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу ввозимого
товара. "Российские производители работают в низком ценовом сегменте, эта
мера позволит точечно защищать их от демпинга, в частности со стороны
китайских производителей", - замечают в Белом доме.
Российская газета 13.04.06