Мэрия Петербурга освободит город от складов
Правительство Петербурга утвердило концепцию развития терминально-складского комплекса города. Как считают чиновники, программа позволит упорядочить строительство складских объектов на период до 2025 года. К этому времени количество складов внутри КАД должно быть в два раза меньше, чем сейчас. Но «складской рай», по планам Смольного, наступит еще раньше, в 2010 году, когда в пригородах появится 2-3 «логистические деревни», а площадь крытых помещений увеличится до 8,2 миллиона квадратных метров.
В соответствии с программой, в Петербурге выделено 3 основные зоны размещения объектов терминально-складской инфраструктуры. Так, центральные районы города в ближайшие годы должны быть полностью освобождены от складов и транзитного грузового транспорта (Васильевский остров, например, полностью закроют для грузовиков), а в других районах города внутри КАД количество терминалов должно строго регулироваться и постепенно снижаться. Активно строить помещения для хранения можно будет только на узловых участках КАД и Западного скоростного диаметра.
Как заявил глава комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, если программа пойдет успешно, то к 2025 году количество специализированных «логистических деревень» должно достигнуть 5-6. Количество складов в пределах КАД должно, напротив, планомерно сокращаться: в 2010 году их должно быть 5, 176 миллиона квадратных метров, а к 2025 их будет вдвое меньше – 2,5 миллиона квадратных метров. Площади терминалов портов должны увеличиваться с 318,4 га в 2010 году до 564,8 га в 2025 году.
«Сейчас размещение складов в Петербурге далеко от оптимального, - признал Николай Асаул. - Склады, в основном, возникают и располагаются стихийно в промзонах города, на месте простаивающих предприятий в Выборгском, Калининском, Фрунзенском и Московском районах». Чемпионом по размещению таких комплексов стал район Обводного канала. Там, по подсчетам чиновников, расположено более 500 тысяч квадратных метров такой инфраструктуры. Это, в свою очередь, провоцирует транспортные коллапсы на набережных канала.
В соответствии с концепцией, на Обводном канале и Лиговском проспекте предполагается частично запретить открытие новых помещений. А площадь одного объекта на этих территориях, по словам Асаула, не должна превышать 10 тысяч квадратных метров. Из «складских» зон предложили также исключить участки станции Горская, площадки на въезде в Кронштадт, а также пересечение Пулковского шоссе и КАД. В жилую зону из складской перевели и территорию «Московская-Товарная».
Не радует чиновников Смольного и развитие в Петербурге складов низкого уровня обслуживания и хранения грузов. Основная часть таких терминалов в Петербурге отвечает требованиям только В и С класса (80%), тогда как в портовых городах Европы до 90% конструкций оборудованы по стандартам А и В+.
«В итоге, из-за такого хаотичного размещения складов по всей стране, Россия занимает, по развитию логистики, только 98 место, - заявил заведующий кафедрой логистики Петербургского университета транспорта Валерий Лукинский. – Наша страна в рейтинге между Ливаном и Зимбабве. Но выход есть». По мнению ученого, Петербургу необходимо ежегодно выделять на строительство терминальной инфраструктуры не менее 14% от ВВП.
Город с инвестициями пока не определился. Ясно только направление денежных потоков: власти будут строить за бюджетные деньги транспортные и инженерные сети за КАД, чтобы стимулировать развитие складов именно на этих территориях.
«В этом плане мы немного запоздали, - прокомментировал вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, - складские комплексы уже активно строятся и проектируются и без нашего участия. Назвать их совсем плохими нельзя, но некоторые недоработки есть. Так, на терминале в Осиновой роще нужно создавать не просто склад, а акцизное управление, где можно было растаможить автомобили из Хельсинки, а не везти их в центр города. Если такие условия будут созданы, то мы можем смело вешать на центральные улицы знаки «Въезд транзитного грузового транспорта запрещен»».
В этом направлении сейчас активно работает СЗТУ. По словам и.о. начальника СЗТУ Александра Германа, таможенные терминалы провоцируют развитие складов в непосредственной близости от себя. Именно поэтому сейчас таможня выводит свои базы далеко за пределы КАД. «Мы уже выехали из «Парнаса» в Парголово (Осиновая роща), ликвидировали свое управление на Богатырском проспекте, и переехали в Пискаревский терминал в Ручьях, - заявил Герман, - но пока там остаются терминалы федерального акцизного таможенного управления, которое растаможивает самый ходовой товар – автомобили».
На центральную таможню жалуются и главы районов. «На Богатырском проспекте, который еще только строится, постоянно ездят огромные автомобилевозы, ночью они мешают спать жителям района», - заявил глава Приморского района Юрий Осипов. Такая же проблема в Красносельском районе, где акцизная таможня на Петергофском шоссе.
«Город не должен превращаться в склады. У нас и без этого серьезная транспортная ситуация. Мы не должны допускать при строительстве тех ошибок, которые делают в других городах. Должны сделать все, чтобы терминалы не создавали проблем в городе, должны прийти к освобождению центра города от транспорта, а со временем сделать въезд в город ограниченным», - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Она попросила чиновников оказать давление на центральную таможню, чтобы та не противилась переезду за КАД. А также ограничить собственников складских помещений. «Здесь не должно быть никакого самоуправства. Даже собственники должны согласовывать свои планы по расширению и строительству с программой города», - уточнила Матвиенко.
Глава города дала подчиненным месяц на разработку плана по выводу складов за пределы КАД.
По данным на 1 января 2008 года, в Петербурге существует 6,3 миллиона квадратных метров складов. Количество встроенных складов – 700 тысяч кв. м. Терминальные комплексы занимают 59 га, а торгово-распределительные точки - 321 га городской земли. Порты, включая «Морской порт «Санкт-Петербург», располагаются на 308 га.
Мария Могилевская,
Фонтанка.ру