17.02.23

Машины будут: авто из КНР и параллельный импорт набирают обороты

Появление в нашей стране новых автопроизводителей и автомобильных брендов будет способствовать стабилизации российского автомобильного рынка. Ожидается, что в 2023 году продажи автомобилей вырастут до 780–870 тыс. штук. При этом доля китайских брендов, а также объем машин, которые поставляются по параллельному импорту, будут увеличиваться. Такие прогнозы дали автопроизводители, дилеры и эксперты в рамках прошедшего в Москве форума автобизнеса ForAuto-2023. Подробности — в материале «Известий».

Как в Индонезии

В 2022 году рынок новых автомобилей в России сократился на 59%: по итогам прошлого года было продано около 626,3 тыс. машин. Такие данные озвучил на прошедшем в Москве форуме ForAuto-2023 генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что в двадцатке наиболее развитых автомобильных рынков наша страна заняла 19-е место, опередив по числу проданных новых машин Таиланд. Год назад с результатом в 1,54 млн автомобилей Россия занимала в этом рейтинге 11-ю строчку.

«В прошлом году резко упало число проданных автомобилей на 1 тыс. жителей страны. Если прежде российский авторынок имел результат в 16–18 машин, то в 2022 году он снизился до показателей четыре машины на 1 тыс. человек. При этом в 2008 и 2013 годах в России на 1 тыс. жителей приходилось 20 проданных автомобилей», — подчеркнул Сергей Целиков.

По его словам, показатель, который сейчас демонстрирует российский авторынок, соответствует результатам Индонезии и лишь немного лучше Индии, где на 1 тыс. жителей приходится всего три новые машины. Для сравнения, в Китае каждая тысяча жителей в год покупает 19 автомобилей, в Южной Корее — 32 машины, а в Японии — 33. В Иране этот показатель составляет 12 машин на 1 тыс. человек, а в Турции — девять.

Шанс для КНР

После введения в прошлом году нескольких пакетов антироссийских санкций структура авторынка претерпела значительные изменения, констатируют эксперты. Уход ряда автомобильных компаний из недружественных стран, а также остановка многих иностранных автозаводов в нашей стране привели к серьезному снижению доли европейских, японских и корейских автобрендов.

Если в начале прошлого года «европейцы» занимали 27% российского рынка новых машин, то в декабре их доля снизилась в 4,5 раза, до 6%, отмечают в «Автостате». К этому же показателю (6%) пришли и японские автокомпании, имевшие в начале прошлого года 18%. Доля «корейцев» по итогам года сократилась с 24 до 9%.

Одновременно с этим выросла доля российских и китайских брендов: в общей сложности сейчас они занимают почти 80% всего рынка новых автомобилей, в то время как в начале года на них приходилось примерно треть всех продаваемых автомобилей, отметил Сергей Целиков.

Если доля отечественных марок за год увеличилась в два раза (с 20 до 40%), то «китайцы» захватывают российский рынок гораздо активнее: в начале года на бренды из КНР приходилось 10% от числа новых машин, а к декабрю этот показатель вырос до 38%. Такое соотношение брендов на российском авторынке с небольшими колебаниями будет характерно для всего 2023 года, считает генеральный директор «Автостата».

Фактический уход с российского рынка конкурентов позволил китайским автомобильным компаниям наращивать свои объемы и привлекать новых клиентов, отмечают представители брендов из Поднебесной.

«Все китайские автопроизводители получили в прошлом году шанс в России. Несмотря на общее падение рынка в 2022 году, мы, напротив, смогли увеличить свои продажи на 8%», — заявил директор по операционным вопросам Geely Motors Russia Валерий Тараканов.

Рост на четверть

По прогнозу «Автостата», в 2023 году в России будет продано 780–870 тыс. машин. Росту рынка будут способствовать восстановление производства автомобилей на российских автозаводах, а также появление в стране новых брендов.

Как заявил на форуме ForAuto-2023 официальный представитель бренда Kaiyi Дмитрий Иванов, уже в марте планируется открытие дилерского центра и начало продаж седанов E5, производство которых стартовало в конце января на калининградском «Автоторе».

«Сейчас мы активно собираем заявки потенциальных партнеров. В первую очередь дилеры откроются в Москве и Санкт-Петербурге. Затем автосалоны появятся в городах-миллионниках», — сообщил представитель Kaiyi.

Он также отметил, что сейчас машины выпускаются методом крупноузловой сборки из китайских машинокомплектов, однако уже определен план локализации производства.

— В Калининградской области в скором времени откроется крупное предприятие по выпуску пластиковых деталей. Часть комплектующих, например бамперы и некоторые детали интерьера, для производства Kaiyi E5 будет поставляться с этого завода, — заявил «Известиям» Дмитрий Иванов.

Далее будет организовано производство по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов, добавил он. В течение года столичный автозавод «Москвич» намерен выпустить 50 тыс. автомобилей, включая 10 тыс. электрических версий. В дальнейших планах предприятия — удвоение объемов производства машин.

«Мы будем расширять модельный ряд и увеличивать объемы производства. В следующем году мы планируем выпустить 100 тыс. автомобилей «Москвич»», — заявил генеральный директор предприятия Дмитрий Пронин.

Не менее 400 тыс. машин собирается выпустить в течение года АвтоВАЗ, в том числе около 10 тыс. на бывшем заводе Nissan. Уже этой весной с конвейера автозавода в Тольятти сойдут долгожданные Lada Vesta нового поколения, а осенью будет возобновлено производство Lada Largus, пообещал в рамках форума директор по продажам АвтоВАЗа Виталий Осипов.

В прошлом году в Липецкой области появился первый автопроизводитель, выпускающий электромобили Evolute. По словам руководителя специальных проектов компании Василия Чеботарева, в 2023 году завод «Моторинвест» выпустит 10 тыс. электрокаров.

«Наш приоритет в настоящее время — корпоративные парки, в том числе автомобили для такси и каршеринга. Частные лица пока достаточно настороженно относятся к электромобилям», — отметил он.

По мнению генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, после длительного падения рынка уже в апреле продажи машин могут показать положительную динамику. Эта тенденция в целом сохранится в течение всего года, считает он.

«Именно в апреле прошлого года произошло самое большое падение продаж. С учетом низкой базы уже в середине весны рынок начнет выходить в плюс», — уверен Целиков.

С ним согласен и Валерий Тараканов. По его словам, в 2023 году продажи новых автомобилей в нашей стране могут вырасти на 25%.

Параллельный импорт не пугает

По оценкам экспертов, в настоящее время доля автомобилей, которые поставляются в нашу страну по параллельному импорту, сравнительно небольшая — около 8%. В этом году она вырастет на 10–12%, прогнозируют они. Такая схема способствует появлению в России автомобилей, которые ранее не были официально представлены в нашей стране, отмечают специалисты.

Дилеры, которые занимаются ввозом таких моделей, говорят, что в прошлом году этот механизм во многом был своего рода экспериментом, поиском востребованных моделей и обкаткой логистических цепочек. В нынешнем году объемы автомобилей, поставляемых в рамках параллельного импорта, будут увеличены.

«У нас есть понимание, что требуется рынку, каковы схемы ввоза и доставки автомобилей. Поэтому если раньше речь шла в основном о единичных поставках, то теперь мы уже говорим о товарных партиях автомобилей и формировании необходимых складских запасов», — заявила на форуме директор департамента оптовых продаж автомобилей АГ «Авилон» Грацин Беленова.

Она подчеркнула, что по ряду брендов компания фактически берет на себя функции дистрибьютора и готова не только продавать машины, ввезенные по параллельному импорту, в собственной дилерской сети, но и реализовывать их через дилерские центры других автомобильных холдингов.

Сами автопроизводители особой угрозы в параллельном импорте не видят. Более того, некоторые автоконцерны в этой схеме даже находят для себя определенные плюсы.

«Это временная мера, призванная снизить шок, который был на рынке в прошлом году. Мы спокойно относимся к тому, что определенные автомобили поставляются в Россию по альтернативным каналам. Кроме того, параллельный импорт дает возможность оценить рыночные перспективы той или иной модели», — считает Валерий Тараканов.

Известия