11.10.22

Логисты жалуются на задержку посылок из-за границы в аэропортах Москвы

Таможенные пункты столичных аэропортов «Шереметьево» и «Внуково» задерживают ввозимые из-за рубежа посылки для физических лиц, а также отказывают в вывозе купленных онлайн товаров, на которые оформлен возврат. Это «Ведомостям» сообщили в транспортной компании СДЭК и подтвердили сотрудники двух других логистических операторов, работающих в этих аэропортах. Таким же образом сейчас действует и Авиационный центр электронного декларирования (ЦЭД) – таможенный пост, занимающийся оформлением товаров в электронном виде и удаленном режиме, утверждают они.

Представитель аэропорта «Шереметьево» уточнил «Ведомостям», что Шереметьевская таможня действительно усилила контроль над ввозом и вывозом товаров, указанных в постановлениях правительства № 311, 312 и 313 от 9 марта 2022 г. Эти документы были приняты в ответ на санкции ЕС и США против России после начала с 24 февраля военной операции на Украине. В них указан перечень более чем из 200 наименований ранее ввезенных в Россию из-за рубежа товаров и оборудования, которые временно запрещается вывозить из страны (но речь идет не об одежде или продуктах, а о телекоммуникационном и медицинском оборудовании, транспортных средствах, сельхозтехнике, электрической аппаратуре).

Но, по словам представителя СДЭК, проблемы с доставкой клиентам посылок и возвратом онлайн-покупок начались во «Внуково» еще в августе 2021 г., в «Шереметьево» – в декабре 2021 г., а при оформлении через ЦЭД – совсем недавно, в феврале 2022 г. Сейчас на постах ФТС в «Шереметьево» и «Внуково» застряло более 60 т товара, при этом каждый день прибавляется еще примерно по 1 т, утверждает собеседник. Финансовый ущерб СДЭК оценивает в «десятки тысяч долларов». Представитель компании отмечает, что во «Внуково» сотрудники таможни отказывают в вывозе товаров, заказанных в интернет-магазинах, на которые покупателями оформлен возврат, а в «Шереметьево» таможней с конца 2021 г. «задержано около 30 посылок с хамоном из Испании».

В последнем случае, по словам собеседника, сотрудники ФТС ссылаются на постановление правительства еще от 7 августа 2014 г. № 778, запрещающее ввоз в Россию санкционных товаров (запрет был введен в ответ на санкции ЕС и США после присоединения Крыма), действие которого не распространяется на товары, купленные физлицами для личного пользования.

В ФТС на момент сдачи номера на запрос «Ведомостей» не ответили.

Проблемы также возникли с получением и отправкой одежды, оформленной через ЦЭД. «СДЭК уже четыре раза подавала декларацию на оформление документов для экспорта товаров и четыре раза получала, на наш взгляд, немотивированный отказ», – говорит представитель компании.

Два источника в другой логистической компании и курьерской службе подтвердили «Ведомостям», что подобные проблемы возникли не только у СДЭК, но в том числе и с заказами на популярных китайских площадках, например AliExpress (в этой компании на запрос не ответили).

Представитель Wildberries сказал, что «покупатели заказывают уже полностью растаможенные товары со складов в России и потому маркетплейс эта ситуация затронуть не должна». Он подчеркнул, что «на приоритетных для компании зарубежных рынках – в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении – заказы доставляются собственной логистической службой».

Представитель «Шереметьево» также подчеркивает, что в аэропорту «на фоне сокращения числа международных рейсов нет проблем с наличием свободных емкостей складов временного хранения». «Крупные логистические компании, специализирующиеся на авиадоставке товаров международной интернет-торговли и осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, не подтверждают наличие проблем такого рода», – заявил он.

Во «Внуково» на момент сдачи статьи не ответили на вопросы «Ведомостей».

«Ведомости» также направили запросы в Минтранс, таможенные органы «Внуково» и «Шереметьево», Следственный комитет на транспорте, Транспортную прокуратуру.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева считает задержку сотрудниками таможни посылок, заказанных в онлайн-магазинах, незаконной. «Ввоз товаров перевозчиком (а не самим покупателем), как это происходит при онлайн-заказах, прямо назван в Таможенном кодексе ЕАЭС допустимым», – говорит юрист. Такой способ, по ее словам, не исключает ввоз товара «для личного пользования».

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин считает, что в этой ситуации есть признаки злоупотребления полномочиями или бездействия со стороны сотрудников таможни при оформлении отправлений. Но ситуация на пунктах таможенного контроля, по его мнению, «не является неразрешимой».

«СДЭК можно рекомендовать последовательно и неустанно обжаловать каждое незаконное действие таможенного органа, его бездействие, требование или ненормативный акт», – говорит Токарева. Иного пути выхода из ситуации, по ее словам, нет. В свою очередь Федюкин добавляет, что чем больше таких ситуаций (требующих обжалования и оспаривания), тем выше нагрузка на оператора и сложнее исполнять свои обязательства перед клиентами.

«Ведомости»