10.07.06

Лесоэкспортеров загонят в терминалы

Власти Иркутской области решили ужесточить контроль вывоза необработанной древесины. В регионе стартовал проект создания лесных терминалов, которыми будут пользоваться все лесоэкспортеры.

Терминалы будут действовать в Усть-Илимском, Братском, Чунском и Нижнеилимском районах области. Если эксперимент окажется удачным, то количество терминалов по отгрузке леса доведут до 30. Реализация пилотного проекта начнется сразу после принятия соответствующего правового акта на региональном уровне.

По словам начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Иркутской таможни Анатолия Расторгуева, в настоящее время законодательство РФ не ограничивает участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в выборе места для отгрузки леса. А поскольку только в ведении Иркутской таможни находятся около 200 мест отгрузки, то говорить о повсеместном контроле за экспортерами не приходится. Часть древесины (по неофициальным данным представителей администрации, до 30%) отправляется за пределы региона незаконно.

Уменьшение количества железнодорожных станций, с которых будет разрешена отгрузка леса, не только позволит, по словам Анатолия Расторгуева, повысить эффективность контроля, но и сократит время проведения таможенных процедур. Теперь не таможенник станет ездить по станциям с проверкой, а участники ВЭД будут доставлять лес для досмотра на терминалы. Оборудование систем контроля будет финансироваться за счет заинтересованных лиц лесозаготовителей.

Сейчас представители администрации проводят совещания на местах, где рассматривают вопросы регулирования договорных отношений между грузоотправителями и руководителями терминалов и проверяют состояние железнодорожных тупиков. Ожидается, что первые терминалы начнут работать по новой схеме уже в ближайшее время.

В среднем через Иркутскую таможню декларируется и вывозится до 1 млн куб. м необработанной древесины в квартал.

Как отмечает Анатолий Расторгуев, весь лес, который вывозится за пределы области через таможенные структуры, легальный. Другое дело, что объемы декларируемых грузов не всегда соответствуют действительности. К примеру, до ноября прошлого года при вывозе сосны экспортеры декларировали, что загрузка полувагона составляет 65 куб. м, а специальной платформы 68 куб. м. В настоящее время эти показатели увеличились до 76 80 куб. м соответственно.

Добиться этого удалось в ходе эксперимента по электронному поштучному учету необработанных лесоматериалов. Он производится путем маркировки (на бирке со штрихкодом указывается сортность, диаметр, длина) каждого дерева. Информация заносится на электронные носители и оперативно попадает в таможню. Бирки на древесину перед отправкой за границу набивают сами лесоэкспортеры. Появление централизованных терминалов исключит возможность занижения объемов отправляемой на экспорт необработанной древесины. В перспективе планируется наладить учет леса, начиная с его вырубки.

Эксперт-Сибирь; 10.07.06