30.10.09

Контрактная стоимость и лицензия: подход изменился

В письме от 06.10.2009 № 14-57/47296 ФТС России разъяснила новое отношение Минпромторга России к вопросу о необходимости переоформления внешнеторговой лицензии при изменении контрактной стоимости товара.

Всего полгода назад в письме от 14.04.2009 № 14-57/16272 «О лицензировании товаров»<>/a> ФТС России сообщила, что при изменении контрактной стоимости товара необходимо в обязательном порядке переоформить ранее выданные на такой товар внешнеторговые лицензии. Якобы этого требует сам Минпромторг России, поскольку стоимость товаров, указываемая в контракте, имеет существенное значение в части определения соответствия условий внешнеторговой сделки требованиям, предусмотренным законодательством РФ. Еще одна причина: изменение контрактной стоимости товара может повлечь нарушение предусмотренных законодательством РФ требований, связанных с условиями осуществления ввоза или вывоза товаров.

Это требование вызывало недоумение. Никто не понимал, как связаны стоимость товара и нетарифные меры регулирования (к которым и относится лицензирование). Ведь вроде бы контрактная стоимость по внешнеторговым договорам интересует лишь контрагентов, а таможню — только в части расчета таможенной стоимости ввозимого товара. А лицензия на расчет таможенной стоимости никак не влияет. Зачем же тогда ее переоформлять, вопрошали участники ВЭД. И вот здравый смысл восторжествовал.

В новом письме ФТС России озвучила новую позицию Минпромторга России: изменение ранее заявленной контрактной стоимости ввозимого или вывозимого товара не влечет необходимость внесения изменений в выдаваемые им разрешительные документы. Отсюда следует, что и саму лицензию Минпромторга переоформлять не надо.

Дело в том, что лицензирование внешнеторговых операций применяется в отношении ряда категорий товаров исходя из международных обязательств (наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, виды дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения; опасные отходы, озоноразрушающие вещества) в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений, безопасности государства и т.д. и в основном не имеет целью обеспечение стоимостного контроля.

Кроме того, нормативные акты в сфере внешней торговли не содержат требований о контроле цены при экспорте-импорте. Но исключения все же имеются.

Так, по мнению Минфина России, в случае изменения контрактной стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, в целях соблюдения требований, установленных указами Президента РФ от 21.06.2001 № 742 и от 30.11.2002 № 1373, необходимо переоформить соответствующие документы, в том числе лицензии Минпромторга России.

В Минпромторге считают, что переоформление потребуется и при изменении контрактной цены лекарств. Это связано с принятием постановления Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» на период до создания полноценной системы контроля за ценами на лекарства.

Экономика и Жизнь 30.10.09