Контейнерный тоннаж: компании работают за еду
В преддверии пика сезона перевозок операторы вновь повысили фрахтовые ставки. Тем не менее, их уровень все еще довольно-таки низок и не покрывает даже эксплуатационные затраты. Однако, компании готовы работать и по таким ставкам, отказываясь ставить суда на прикол.
Несмотря на определенную стабилизацию фрахтового рынка контейнерного тоннажа, к концу мая 2009 г. тайм-чартерные ставки, по оценкам Braemar Seascope, были примерно на 20% ниже, чем в начале года. Замерший на протяжении второй половины мая на отметке 42,6 пункта Braemar Container Index в начале июня вновь снизился на 1,61 пункта или 3,9%. С 387 до 372 пунктов за тот же период снизился и индекс Maersk Broker's.
Динамика Braemar Container Index в мае-июне 2009
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс | |||
12.05 |
19.05 |
05.06 |
15.06 | ||
510 |
GL |
3.33 |
3.44 |
3.44 |
3.33 |
700 |
GL |
3.75 |
3.60 |
3.60 |
3.40 |
750 |
G |
4.02 |
3.75 |
3.75 |
3.75 |
1000 |
G |
3.90 |
3.90 |
3.90 |
3.80 |
1100 |
G |
4.67 |
4.67 |
4.67 |
4.44 |
1350 |
G |
2.87 |
2.84 |
2.84 |
2.74 |
1600 |
GL |
3.37 |
3.33 |
3.33 |
3.33 |
1700 |
G |
3.40 |
3.48 |
3.48 |
3.21 |
1750 |
G |
3.59 |
3.78 |
3.78 |
3.40 |
2000 |
G |
1.50 |
1.50 |
1.50 |
1.43 |
2500 |
G |
2.68 |
2.63 |
2.63 |
2.58 |
2800 |
GL |
2.48 |
2.43 |
2.43 |
2.34 |
3500 |
GL |
1.85 |
1.85 |
1.85 |
1.81 |
4500 |
GL |
1.46 |
1.41 |
1.41 |
1.41 |
Итого |
42.86 |
42.60 |
42.60 |
40.97 |
G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств Источник: Braemar Container Shipping&Chartering
Единственным утешением владельцам контейнерного тоннажа служило то, что к концу мая ставки практически остановили свое падение, а операторы прекратили возвраты судов из чартеров, продлевая их на вновь оговариваемых условиях. Аналитики обращают внимание на крайне сузившийся диапазон значений тайм-чартерных ставок для контейнеровозов независимо от типоразмера и возраста практически в пределах 4000-5000 USD/сут.
В то же время, по оценке брокеров Contex, рыночный уровень ставки для судна вместимостью 2500 TEU по состоянию на начало июня должен составлять 5464 USD/сут. По мнению Braemar Seascop, судовладельцы соглашаются на такие низкие тайм-чартерные ставки (не покрывающие даже текущие издержки) лишь для того, чтобы не ставить суда на прикол и не нести еще большие расходы. По подсчетам морских аналитиков, сейчас линейный сектор тратит на суда, выведенные в отстой, около $4 млн. в сутки.
Динамика средних ставок Braemar Container Index в апреле-мае 2009
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Средние тайм-чартерные ставки, USD/сут. | |||
01.05 |
15.05 |
29.05 |
12.06 | ||
510 |
GL |
3000 |
3100 |
3100 |
2950 |
700 |
GL |
3750 |
3600 |
3600 |
3400 |
750 |
G |
3750 |
3500 |
3500 |
3500 |
1000 |
G |
3900 |
3900 |
3900 |
3800 |
1100 |
G |
4200 |
4200 |
4200 |
4000 |
1350 |
G |
4350 |
4300 |
4300 |
4150 |
1600 |
GL |
3900 |
3850 |
3850 |
3850 |
1700 |
G |
4500 |
4600 |
4600 |
4250 |
1750 |
G |
4750 |
5000 |
5000 |
4500 |
2000 |
G |
5250 |
5250 |
5250 |
5000 |
2500 |
G |
5500 |
5400 |
5400 |
5300 |
2800 |
GL |
5500 |
5400 |
5400 |
5200 |
3500 |
GL |
6000 |
5800 |
5800 |
5700 |
4500 |
GL |
7000 |
6750 |
6750 |
6750 |
G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств Источник: Fairplay
По данным ASX-Alphaliner, на конец мая на приколе находилось более 500 судов-контейнеровозов суммарной вместимостью 1,32 млн. TEU. Лидерами являлись компании MISC - 28% флота, Zim - 20%, APL - 19%, "К" Line - 11,2%, Maersk Line - 6%. В то же время аналитики отмечают, что вторая мировая судоходная компания MSC сократила свой тоннаж только на 1%, а компании CMA-CGM и Hapag-Lloyd, занимающие соответственно третье и пятое место в списке крупнейших мировых перевозчиков, практически не уменьшили свой действующий флот.
Обозреватели отмечают, что среди контейнерного флота, остающегося на приколе, с 25% до 40% выросла доля тайм-чартерного тоннажа, в то время как оригинальные судовладельцы в преддверии пикового сезона постарались вернуть часть своих судов в эксплуатацию. Кроме того, в ближайшие два месяца истечет срок действия чартеров для тоннажа суммарной вместимостью 400 тыс. TEU, что еще более усилит давление на рынок.
По оценкам Drewry Consultants, по сравнению с 2008 г. контейнеропоток из Азии в целом упал на 14,4%, а из стран Юго-Восточной Азии - на 18,4%. Падение объемов переработки контейнеров в портах к концу 2009 г. прогнозируется на уровне не менее 10%. Как пишет TradeWinds, по итогам мая т.г. крупнейший контейнерный порт в мире Сингапур снизил объемы перевалки грузов более чем на 20,3% и обработал 2,09 млн. TEU. Остаются в минусе и крупнейшие порты Китая - Шанхай и Шэньчжэнь. По сравнению с маем 2008 г. Шэньчжень снизил перевалку контейнеров до 1,47 млн. TEU или на 16,4%. В Шанхае контейнерооборот составил 2,07 млн. TEU, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года означает снижение на 12%.