08.05.08

Контейнерному «шелковому пути» мешает нехватка терминалов

Освоение железнодорожного направления Китай — Россия — Латвия — Европа считается одним из наиболее перспективных с точки зрения «контейнеризации» латвийской транзитной отрасли. Однако Латвия к нему пока не готова, сообщает газета «Бизнес&Балтия».

Накануне в Ригу впервые прибыл полный контейнерный состав из КНР. В латвийскую столицу поезд следовал по маршруту Урумчи (Китай) — Достык (казахстанско-китайский погранпереход) — Петропавловск (Россия) — Зилупе — Рига.

Как пояснил участвующий в проекте эксперт по логистике Нормунд Круминьш, до сих пор из Китая в Латвию поступали лишь отдельные грузовые партии, а сейчас речь идет о полном составе с 96 контейнерами. Из Риги их морем отправят в Гамбург, а там уже распределят между немецкими и итальянскими заказчиками.

По словам Круминьша, нынешний поезд — «проба пера», в ходе которой должны быть выявлены узкие места транзитного коридора. А их немало, и самое явное — вопрос возврата контейнеров в Казахстан, поскольку их предоставила железная дорога этой республики.

Как полагает председатель правления железнодорожного перевозчика LDz Cargo Эрик Шмукстс, в обозримом будущем надежды стоит возлагать на Вентспилс и Лиепаю, где имеется действительно приличный резерв по перевалке этого вида грузов. У Риги же на данный момент потенциал относительно невелик — максимум +25% по сравнению с нынешними мощностями. Напомним, что в прошлом году на латвийскую столицу пришлось 211840 из всех переваленных в наших портах 236351 TEU, то есть 90%.

Впрочем, признает Шмукстс, и у Риги есть «порох в пороховницах». Точнее, он появится, когда будет построен Nacionālais konteineru termināls мощностью 2 млн TEU, который позволит превратить Латвию в настоящую контейнерную державу регионального масштаба. По оценкам экспертов, через несколько лет через порты Балтии пойдет поток в 16 млн контейнеров ежегодно. Правда, разговоры о создании этого терминала длятся больше года, но до реальных работ дело пока не дошло.

Пока же, отмечает «Бизнес&Балтия», на пути к «светлому контейнерному будущему» есть серьезные преграды. Например, отсутствие железнодорожных терминалов, способных разом обработать полный состав. Летом такой должен появиться под Екабпилсом в логистическом центре CEAG, однако нужен хотя бы еще один в одном из крупных портов.

Кроме того, сама технология обработки составов в Латвии далека от «евростандарта» и требует раза в два больше времени, чем применяющиеся в странах ЕС. Впрочем, тот же CEAG станет первопроходцем в этом отношении и в случае успеха, видимо, ускоренная обработка железнодорожных грузов станет нормальной практикой.

Добавим, что латвийское Минсообщения озаботилось чересчур сложной бюрократической

процедурой оформления контейнерных поездов в портах страны: из-за одной бумажной волокиты из Риги, например, можно отправить всего 2 таких состава в сутки. Всего же в прошлом году Латвия запустила две линии, по которым грузы идут в обратном направлении — из портов на восток: одна — из Риги через Казахстан в Китай; другая — из Лиепаи в Москву.

Росбалт; 08.05.08