04.10.05

Консультативный Совет: разъяснение преимуществ, развенчание мифов и приглашение пожаловаться

В Екатеринбургской таможне (Уральское таможенное управление) состоялось очередное рабочее заседание Консультативного совета с участниками внешнеэкономических связей. В его работе приняли участие: председатель Комитета по внешнеэкономическим связям администрации г.Екатеринбурга С.А.Гарипова, заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций областного Министерства международных внешнеэкономических связей Р.Р.Шамсутдинов, а также постоянные члены Совета - руководители крупнейших промышленных предприятий Екатеринбурга и Свердловской области участников внешнеэкономической деятельности, таможенные брокеры и специалисты по таможенному оформлению. Вел заседание руководитель Консультативного совета, начальник Екатеринбургской таможни А.В.Потапов.

Два основных вопроса стали предметом нынешней встречи и были предложены представителям бизнес-сообщества для обсуждения. Первый - касался расширения практики предварительного декларирования товаров и транспортных средств в зоне деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов, а второй порядка обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов или их должностных лиц. Причем, в рамках рассмотрения последнего вопроса планировалась акция: На что жалуетесь? , где участникам Консультативного совета была предоставлена возможность подать жалобу или высказать претензии к действиям должностных лиц таможенных органов непосредственно прямо в ходе заседания.

Выступая перед собравшимися, заместитель начальника таможни А.И.Кизирев в своем докладе отметил, что за последние два года система организации таможенного контроля претерпела коренные изменения. На данном этапе в качестве основного принципа таможенного оформления законодательно закреплено дифференцированное отношение таможенных органов к участникам ВЭД. Для тех, кто добросовестно соблюдает все таможенные правила, не нарушает закон и ведет прозрачные внешнеторговые операции, как раз и предусмотрено право на применение специальных упрощенных процедур при таможенном оформлении. Данная технология основана на успешном опыте работы таможенных администраций развитых государств и направлена на ускорение товарооборота, минимизацию временных и материальных затрат в процессе прохождения таможенных формальностей, сокращение издержек, связанных с простоем транспортных средств и нахождением товаров на складах временного хранения. Такой подход, основанный на доверительных отношениях, способствует и развитию современной концепции партнерства между таможенной службой, участниками ВЭД и их зарубежными партнерами в сфере международной торговли.

Что касается конкретной процедуры предварительного декларирования, то она, как отметил Алексей Иванович, выбрана для сегодняшнего обсуждения не случайно. Прежде всего, потому, что решение на ее применение участником внешнеэкономической деятельности находится в компетенции таможенного поста и не требует получения дополнительных согласований и разрешений вышестоящих таможенных органов, кроме того, возможно использование копий товаросопроводительных и транспортных документов. А самое главное, декларантам нет необходимости вносить изменения в уже действующие логистические схемы и для внедрения на предприятии предварительного декларирования дополнительных финансовых затрат не требуется. Единственное ограничение срок предъявления товаров таможенному органу не должен превышать 15 дней с момента подачи предварительной декларации. И у таможенников есть время завершить проверку сведений до фактического прибытия грузов на таможенную территорию РФ.

Хотелось бы развеять бытующий среди участников ВЭД миф об обязательности таможенного досмотра товаров при предварительном декларировании, и как следствие - невыгодности с точки зрения временных затрат , - обратился к участникам заседания А.Кизирев. Наоборот, заблаговременно проработав информацию, таможенная служба заранее решает вопрос о целесообразности и необходимости проведения таможенного досмотра, действуя в рамках системы управления рисками. Это позволяет торговому сообществу как можно быстрее распорядиться поступившими товарами, а таможенникам упорядочить свою работу и снизить перезагруженность инспекторов за счет постконтроля. В этом случае интересы обеих сторон абсолютно совпадают. Да и статистические данные подтверждают, что только 43 процента импортных поставок из всего количества предварительно оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД), т.е. фактически меньше половины, были подвергнуты таможенному досмотру.

В целом, анализ применения этой процедуры в Екатеринбургской таможне демонстрирует положительную динамику: 1 квартал принято 134 предварительных ГТД от 26 участников ВЭД, 2 квартал 321 декларация и уже 41 предприятие, 3 квартал оформлено 367 предварительных деклараций от 37 заявителей. Общий вес товаров составил 30 тысяч тонн, их стоимость 39 миллионов долларов, было взыскано таможенных платежей на сумму 357,7 миллионов рублей. Среди всех импортных деклараций, оформленных Екатеринбургской таможней, практически каждая десятая предварительная.

Несмотря на то, что количество участников ВЭД, воспользовавшихся указанной процедурой, в этом году выросло до 63, лидером предварительного декларирования по-прежнему остается ОАО парфюмерно-косметический концерн Калина (149 деклараций). А всего за восемь месяцев 2005 года оформлено более 800 предварительных ГТД, что на 56 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. По этому пункту повестки дня членами Консультативного Совета было принято решение провести мониторинг предприятий-участников ВЭД, определить их возможности и готовность внедрять данную упрощенную процедуру таможенного оформления и в целях расширения практики применения предварительного декларирования осуществить выезд на таможенные посты и провести там рабочие встречи с представителями бизнеса.

Следующей темой заседания был вопрос о порядке обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. Екатерина Маклакова, главный государственный таможенный инспектор правового отдела, более подробно остановилась именно на тех изменениях в практике досудебного урегулирования таможенных споров, упрощенном порядке обжалования действий должностных лиц, требованиям к форме подачи жалобы и сроках ее рассмотрения таможенными органами, а также других правовых аспектах, которые нашли свое отражение в новом Таможенном кодексе, принятом в 2004 году. Основным выводом, к которому в ходе обсуждения, единогласно пришли участники Совета то, что разрешать спор в досудебном порядке путем подачи жалобы в таможенный орган целесообразнее не только по срокам, но по степени эффективности принятых решений и улаживания возникших конфликтов. Правда, жалоб на работу таможенников от участников ВЭД в ходе самого заседания так и не поступило, потому как все проблемные вопросы решаются незамедлительно, по мере их возникновения - в этом плане руководство Екатеринбургской таможни, да и всего Уральского таможенного управления придерживается политики открытости и доверительности. Поэтому было решено проводить акцию На что жалуетесь? с 15 октября по 15 ноября, изменив в том числе и ее формат. В самое ближайшее время на всех таможенных постах, подчиненных таможне, будут установлены специальные почтовые ящики для приема жалоб и предложений, направленных на улучшение работы должностных лиц и таможенных органов. Результаты акции будут подведены к следующему заседанию Консультативного Совета, которое состоится в декабре.

Пресс-служба УТУ 04.09.2005