26.05.08

Когда складов на всех хватает

Удачно выбранное место может обеспечить бурное развитие сектора складских и логистических услуг. Местные власти радуются созданию рабочих мест, ритейлеры — появлению удобных центров и маршрутов дистрибуции.

Любой, кому довелось ехать по автотрассе М62 к югу от Лидса, города в северной части Англии, не мог не обратить внимание на огромные ангары по обе стороны дороги — свидетельство растущей популярности Западного Йоркшира как дистрибуционно-логистического центра Великобритании. Эта густонаселенная местность имеет стратегическое положение: здесь несколько автомобильных и железных дорог, соединяющих юг и север страны (включая идущую из Лондона автотрассу М1), пересекаются с трассой М62, единственной шоссейной дорогой, идущей от побережья до побережья (от порта Ливерпуль на западе до порта Халл на востоке).

«Компании хотят оказаться в самом центре канала поставок, чтобы иметь возможность в приемлемые сроки доставить товар до большей части населения страны», — говорит Руперт Вайсик из компании Gent Visick, агента по промышленной недвижимости из Лидса. По его словам, наибольшим спросом склады и центры дистрибуции в Йоркшире пользуются у супермаркетов и интернет-ритейлеров. Компаниям требуются все более крупные ангары под склады, отмечает Майк Баф, директор промышленно-логистического отдела компании DTZ, агента по недвижимости. Свободной земли в Йоркшире, на севере Англии, больше, и она дешевле, чем в густонаселенных районах в центре и на юго-востоке страны, что позволяет возводить склады максимальных размеров.

Одна из крупнейших в Великобритании и Европе складских застроек сейчас осуществляется под Брадфордом, городом к юго-западу от Лидса. Совместное предприятие, в котором международной девелоперской компании Prologis и властям Брадфорда принадлежит по 50%, строит для одного из ведущих ритейлеров — Marks & Spencer дистрибуционный центр площадью 92 900 кв. м. «Заполучить их [Prologis] было огромной удачей», — говорит Мод Маршалл из Bradford Centre Regeneration. Когда центр откроется в 2010 г., в нем будет работать 2500 человек.

У Брадфорда много свободной земли, рабочей силы и отличное месторасположение, считают в Prologis. По словам мэра Брадфорда Тони Ривза, компания вкладывает в проект 250 млн фунтов стерлингов ($499 млн). «Строительство складов создает множество возможностей в других звеньях цепочки поставок. И мы хотим их реализовать», — говорит он.

Еще одна область, где начинается активное строительство складов, — долина Эйри к востоку от Лидса. Построенная недавно дорога соединяет ее с трассой М1. Компания Muse Developments планирует застроить это место ангарами под дистрибуционные центры на площади 148 650 кв. м. «Это в 0,5 км от М1, и мы думаем, что долина Эйри будет очень популярна», — говорит Мэтт Кромптон, управляющий директор Muse Developments.

Застройка в долине Эйри стала продолжением проекта по строительству одного из крупнейших дистрибуционных центров в Западном Йоркшире — Wakefield Europort, который заканчивает компания Amec (Muse Developments раньше была ее подразделением).

Изначально предполагалось, что Europort станет базой для перевалки грузов, поступающих на грузовиках, на находящийся здесь международный железнодорожный терминал. Но из-за проблем с железной дорогой проект реализуется не так, как изначально предполагалось, говорит Вайсик. По словам Кромптона, среди основных арендаторов — ритейлер Asda и пивоваренная компания Scottish & Newcastle. «Без сомнения, проект сослужил свою службу, хотя в большей степени на логистическом маршруте восток — запад, чем север — юг», — говорит он.

Сектор складирования, логистики и дистрибуции способен обеспечить более высокую занятость, чем обычно считается. Традиционно местные власти с некоторым подозрением относились к нему, полагая, что занятость в секторе невелика и это не те рабочие места, которые нужны их городу. Однако в Йоркшире, учитывая масштабы строительства, местные власти стали оказывать все более действенную поддержку, говорят девелоперы.

Чтобы поддержать усилия властей по привлечению инвестиций и нового бизнеса, Университет г. Халла в марте открыл институт логистики, который должен предоставлять помощь, например, в таких областях, как технологическое развитие.

По словам Ривза, в Prologis были впечатлены активным подходом городских властей. Теперь мэр хочет, чтобы склады для Marks & Spencer стали отправной точкой для развития других секторов — например, по пошиву одежды. «У Брадфорда в этой области есть хороший опыт, например, в среде женщин — выходцев из Юго-Восточной Азии», — говорит Ривз.

Крупных наделов земли, которые можно пустить под складскую застройку, остается все меньше, однако девелоперы уверены, что Западному Йоркширу еще есть куда развиваться. Вайсик предрекает рост спроса на небольшие склады. «В городах не очень-то хотят, чтобы по улицам ездили тяжелые грузовики. Поэтому возрастут малотоннажные перевозки», — говорит он. (FT, Михаил Оверченко)

Ведомости ; 26.05.2008