24.05.19

Каспийские порты – перезагрузка

В Актау на протяжении трех дней с 13 по 15 мая проходила 1-ая Международная выставка и конференция на тему «Каспийские порты и судоходство — 2019». Около трехсот участников из 21 страны мира, представители более 30 транспортно-логистических компаний собрались для обсуждения и поиска решений, направленных на развитие и улучшение торговых путей между Азией и Европой. Среди них: КНР, Австрия, Италия, Эстония, Румыния, Украина, Польша, Грузия, Азербайджан и другие портовые государства, проявляющие интерес к активно развивающемуся новому и экономически выгодному Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Организаторами выставки выступили: международное агентство «Transport Events Management Ltd.» и АО «НК «Актауский морской торговый порт». Официальный стратегический партнер — Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Амбициозные планы по контейнеризации

Амбициозные прогнозы по увеличению перевозок контейнеров из Китая в 4-5 раз на Транскаспийском маршруте планируют реализовать в АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Об этом сообщил заместитель председателя правления КТЖ Павел Соколов.

По его словам, в настоящее время компания меняет технологию грузоперевозок, в частности, контейнерных.

«По нашим амбициозным прогнозам мы рассчитываем в 4-5 раз увеличить объем контейнерных перевозок из Китая на Транскаспийском маршруте. Сегодня этот объем составляет 3900 контейнеров, а мы хотим довести его до 15 тыс. контейнеров в год. В прошлом году в направлении Китая через территорию Казахстана ушло чуть более одной тысячи контейнеров. А мы планируем увеличить эти объемы до 5-10 тыс. контейнеров в год», – пояснил П. Соколов.

Он также отметил, что сегодня компания ищет возможности для перевозки грузов из Китая в Иран, и это несмотря на сложившуюся непростую ситуацию из-за санкций по отношению к Ирану.

Напомним, что недавно состоялась встреча министра сельского хозяйства Республики Казахстан Сапархана Омарова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в РК Маджидом Самадзаде Сабер.

На данной встрече обсуждались вопросы увеличения товарооборота сельскохозяйственной продукции между Казахстаном и Ираном, и стороны достигли взаимопонимания касательно путей увеличения товарооборота в ближайшие годы до 3 млрд. долларов США (товарооборот в 2007 году – 2,4 млрд. долларов).

Товарооборот Казахстана с Ираном по продукции АПК за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличился в 1,8 раз (со 197,8 до 364,7 млн. долларов).

Экспорт продукции АПК из Республики Казахстан в Исламскую Республику Иран за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличился в 1,9 раз (со 169,3 до 328,9 млн. долларов).

Импорт продукции АПК из Исламской Республики Иран в Казахстан за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличился на 25,7% (с 28,5 до 35,9 млн. долл. США).

В 2019 году по Транскаспийскому международному транспортному маршруту планируют перевезти 60 тыс. TEU и 1,9 млн. тонн генеральных грузов. Об этом в своем выступлении сообщил Рахметолла Кудайбергенов, генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

«В этом году мы поставили себе слишком амбициозные планы – 60 тыс. TEU и 1,9 млн. тонн генеральных грузов. Но задачи ставятся и их нужно выполнять. Будут приобретаться новые суда для перевозки контейнеров», – сказал Р.Кудайбергенов.

Напомним, что Ассоциация ТМТМ приступила к работе в феврале 2017 года. Тогда объем контейнерных перевозок составил 8,6 тыс. TEU, генеральных грузов – 1 млн. тонн. За 2018 год перевезли уже 15 тыс. TEU, генеральных грузов – около 1 млн. тонн.

«Из этого объема в Украину пошло только порядка 50 тыс. тонн грузов. Пока что очень мало… За 2018 год прошло 60-70 контейнерных поездов полносоставных. Но с запуском фидерного сообщения будет больше», – считает Р. Кудайбергенов. И отмечает, что раньше паром шел по наличию груза. А фидерное судно будет ходить по расписанию, и отправители грузов в контейнерах будут стремиться попасть на него, для того чтобы была выше скорость доставки.

Как заявил исполнительный директор по коммерческим вопросам порта Актау Ахмед Мустафин, в ближайшие 5−10 лет ожидается трехкратное увеличение грузового потока по Транскаспийскому международному транспортному коридору.

«Казахстан уже предпринял шаги в этом направлении. В частности, пропускная способность порта Актау будет увеличена в 1/5 раза, строительство нового порта Курык было закончено в прошлом году. Благодаря этому уменьшится время доставки в порт Алят, будут созданы условия для погрузки независимо от погодных условий», — сказал Мустафин.

Его коллега, генеральный директор ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» Талех Зиядов отметил, что число портов, присоединившихся к консорциуму, может увеличиться.

«В Казахстане, помимо порта Актау и Курык, планируется привлечь и другие порты, также мы выступаем с инициативой подключения других турецких портов, помимо порта Самcун. Пока названия портов, с которыми ведутся переговоры, не оглашаются», — сказал Зиядов.

Налажено регулярное фидерное сообщение

Как отметил в своем выступлении президент Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев, через порт Актау за три недели с начала фидерных перевозок (16 апреля) отправлено по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, Middle Corridor) 300 контейнеров.

По словам президента порта, на данном маршруте задействовано пока одно казахстанское судно «Туркестан», которое курсирует один раз в неделю туда и обратно.

«На первые рейсы в направлении порта Алят (Баку) загружалось от 10 до 12 контейнеров. Сегодня появляется интерес. И с каждым разом количество контейнеров увеличивается. На данный момент мы отправляем уже от 50 до 80 контейнеров разного объема – 20-футовые, 40-футовые, рефрежираторные. Планируем с привлечением грузов из Китая загрузить фидерное сообщение на Транскаспийском маршруте на полную мощность. Одно судно вмещает 105 сорокафутовых контейнеров. При загрузке таких объемов мы уже в течение полугода сможем задействовать еще одно судно по перевозке контейнеров, то есть в неделю будет уходить из порта уже по два судна. Пока на данном маршруте перевозятся казахстанские, узбекские грузы», – пояснил А. Турикпенбаев.

Он также отметил, что на сегодняшний день портовиками ведутся переговоры с американскими и грузинскими поставщиками окорочков, мяса, с тем, чтобы привлечь их грузы путем доставки посредством фидерного сообщения через порт Актау.

«Для привлечения данного вида груза необходимо переоборудовать суда для подключения контейнеров к электрическим колонкам. В порту Актау мы тоже планируем наладить работу 60 электрических колонок, что позволит сохранять груз в товарном виде», – отметил А. Турикпенбаев.

В планах портовиков с запуском регулярного фидерного сообщения Актау – Баку (порт Алят) в 2019 году перевезти 4 тысячи контейнеров, а уже в 2020 году – 40 тысяч. Это примерно по прогнозам 60% будут китайские грузы и 40% – казахстанский экспорт.

Иностранный интерес грузоотправителей

Большой интерес к привлечению грузов в рамках Транскаспийского маршрута проявляет Узбекистан.

Одним из проектов, который имеет перспективу развития – является контейнерный маршрутный поезд, следующий в Узбекистан через порты Актау или Курык. Как уже отмечалось, контейнерный поток в Узбекистан имеет устойчивую тенденцию к росту, что дополнительно повышает актуальность данного проекта.

По словам представителей АО «Узбекистан Темир Йуллари», присутствующих на конференции, задействование инфраструктуры казахстанских портов позволит доставлять грузы из Европы, Казахстана и других стран до регионов Узбекистана и в обратном направлении наиболее быстро и эффективно.

Огромный интерес к каспийскому региону проявляют и китайские грузоотправители. Через порт Актау грузы из Китая будут доставляться Восточную и Центральную Европу.

«Это будет новое направление. Пока этот грузопоток еще не налажен, но уже запланированы отправки шатл-поездов три раза в месяц из порта Ляньюньгань через пограничный переход Алтынколь, затем – в Актау, а оттуда – через Каспий в другие страны – Кавказский регион и Европу. Это будут товары народного потребления и сборные грузы с юга Китая», – сказал директор инвестиционного департамента порта Ляньюньган Ли Сю Пын.

Стоит отметить, что уже в текущем году из Китая планируют отправить 500 контейнеров. По словам представителя китайского порта, маршрут через Актау грузоперевозчикам будет выгоден тем, что они смогут сэкономить до две трети времени в пути.

Подчеркнем, что мультимодальная логистическая компания АО «КТЖ Экспресс» в своей деятельности ориентируется именно на китайское направление. И в этой связи в порту Ляньюньган было недавно открыто представительство казахстанского логистического оператора. Кроме того, такое же представительство открыто в Урумчи, где оно осуществляет функции содействия в прохождении границы. Маркетинговый офис компании находится и на территории Гонконга. Региональные офисы АО «КТЖ экспресс» находятся в китайских городах Сиань, Гуанчжоу и Чунцин.

К Транскаспийскому коридору присматриваются и в польском порту Гданьск. Этот порт является одним из последних звеньев в рамках коридора ТМТМ и соединяет маршрут со Скандинавией и Великобританией.

Как отметила начальник отдела маркетинга порта Гданьск Ева Клос, интерес к порту Актау у польских грузоотправителей большой.

«У нас имеется многоцелевой терминал, способный принимать контейнерные и генеральные грузы. Поэтому мы заинтересованы в развитии морского маршрута из Казахстана. В настоящее время у нас имеются наработки по сотрудничеству с портом Констанца (Румыния). Мы провели анализ, по результатам которого пришли к выводу, что тарифная политика приемлемая. Затраты на перевалку грузов в рамках Транскаспийского маршрута будут оправданы», – отметила Ева Клос.

Как стало известно, морской порт Гданьск по итогам 2017 года обработал 40,6 млн. тонн товаров (ранее ни один польский порт этого барьера не превысил). В 2018 году Гданьск побил собственный рекорд: через гданьские набережные и терминалы прошло более 49 млн. тонн грузов. Увеличение на 20,7 процентов – это самая высокая динамика на польском побережье. Протяженность маршрута от Достыка до Славкува — 6855 км. Пропускная возможность терминала в Славкуве — 280 тыс. TEU в год. Ожидаемое количество контейнеров транзитом через Казахстан в 2020 году — 800 тыс. TEU в год.

Стоит отметить, что в прошлом году в рамках проекта осуществления грузоперевозок по Международному транспортному маршруту «Юг – Запад» был запущен тестовый контейнер, отправленный из Астары (Иран) в польский город Славкув.

Налаживается у поляков сотрудничество и с Бакинским портом, которое тоже имеет для польской стороны большое значение. Благодаря данному сотрудничеству, по словам Евы Клос, появляется возможность расширить спектр транспортных возможностей Гданьского порта на бассейн Каспийского моря. Это еще один шаг в направлении развития и еще одна возможность для польской экономики.

Видят большие перспективы в использовании возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута и на противоположном берегу Каспия – в Баку. По словам представителя коммерческого отдела Бакинского международного морского торгового порта Кямали Хагвердиевой, объем грузоперевалок через порт Баку составил более 1 035,6 тыс. тонн в первом квартале 2019 года.

«На транзитные грузы приходится 861 тыс. тонн, или 86% общего объема грузоперевалок. Наибольший рост приходится на перевалку контейнеров. Так, за отчетный период объем перевалки контейнеров составил 7 253 единиц (в эквиваленте TEU), что на 55,2% превысило прошлогодний показатель (4 673 TEU в соответствующем периоде 2018 года). Перевалка вагонов из паромного терминала в Аляте увеличилась на 12,6% и составила 13 788 единиц. Из них 6 446 вагонов (46,8%) отправлено по маршруту Баку – Курык – Баку, 7 342 вагонов (53,2%) – Баку – Туркменбаши – Баку. Перевалка крупнотоннажных транспортных средств (TIR) достигла 6 543 единиц (+ 43,5%). Из них 5 180 единиц (79,2%) отправлено по маршруту Баку – Туркменбаши – Баку, 1 363 единиц (20,8%) – Баку – Курык – Баку. Пассажироперевозки в обоих направлениях увеличились на 17,5%, составив 8 813 человек», – отметила Кямаля Хагвердиева.

По ее словам, новый порт в Алятах (первая очередь) уже сегодня способен переваливать порядка 15 млн. тонн грузов в год, в том числе 50 тыс. контейнеров. Вторая фаза строительства должна увеличить мощность Бакинского международного морского торгового портового комплекса до 17 млн. тонн и 150 тыс. контейнеров. А по завершении третьей фазы будет создан уже крупный порт с потенциалом перевалки грузов в 25 млн. тонн и 500 тыс. контейнеров.

«Уже сегодня отмечается динамика увеличения грузопотока на Транскаспийском маршруте в направлении Баку, так как это связано с открытием международного железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, предоставившего возможность для транзита китайских и доставки казахстанских товаров через Азербайджан, Грузию и Турцию и далее в Европу», – подчеркнула представитель бакинского порта.

Страны Центральной Азии намерены использовать транзитный потенциал Каспия

На сегодняшний день одним из приоритетных векторов развития сотрудничества в Центральной Азии является транспортно-логистическая сфера, во многом, ориентированная на использование транзитного потенциала Каспийского региона.

Казахстан считает, что с целью улучшения торгово-инвестиционного сотрудничества стран Центральной Азии необходимо активно использовать потенциал существующих железнодорожных путей, связывающих страны, а также согласовать оптимальную тарифную политику при организации железнодорожных транзитных перевозок.

По мнению казахстанской стороны, реализация в республике программы «Нурлы жол», в том числе, завершение международного транзитного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай, открывает возможности для создания эффективного маршрута Восток – Запад с использованием территории Казахстана. В технологической увязке с другими международными проектами, такими как железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс, и это позволит привлечь потенциальный грузопоток стран Азии и Европы, а также открыть прямой транзитный путь для экспортных товаров и грузов стран региона.

Сегодня на территории Казахстана создан ряд логистических центров, таких как каспийские морские порты Актау, Курык, Баутино, а также сухой порт «Хоргос-Восточные ворота». Повышению экономического и транспортного потенциала региона также способствует формирование и развитие центрально-азиатского маршрута транспортно-транзитного коридора Север – Юг, соединяющего регионы Европы, России со странами Персидского залива и Южной Азии.

С учетом этого, Казахстан заявляет о необходимости максимально использовать потенциал исторически связанных транспортных артерий Центральной Азии путем согласованной политики, чему может способствовать создание Межгосударственного совещательного и координационного органа «Совет по развитию транспортно-транзитных коридоров Центральной и Южной Азии» с участием представителей всех стран Центральной и Южной Азии, включая Афганистан, Пакистан, Индию.

Таким образом, государства Центральной Азии рассматривают Каспийский регион в качестве «ворот», которые позволят создать маршрут экспорта производимых здесь товаров в направлении стран Закавказья и Европы.

По итогам конференции можно констатировать, что руководство Казахстана, Азербайджана, а также Грузии и Турции при реализации стратегии развития транзитных грузоперевозок по железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс придают особое значение вопросу привлечения дополнительного грузопотока из стран Центральной Азии и Китая, что в перспективе будет оказывать существенное влияние на развитие транспортных коридоров в Каспийском регионе, а, следовательно, и на геополитическую ситуацию на Каспии.

Каспийский вестник